Анализ воспитательной работы МОУ СОШ №13 за 2009-2010 учебный год


«Развитие, обучение и воспитание личности в условиях модернизации образования» - воспитательная проблема, над которой уже в течение последних 5 лет работает школа.


Воспитательную деятельность осуществляли заместитель директора по ВР Золототрубова С. В.(ВКК), социальный педагог Мирзоева Л.М., психолог Архипова И.В.(ВКК), педагоги дополнительного образования Степанова И.К(ВКК)., Рыжкова Е.Д.(ВКК), старшая вожатая Науменко Е.Н., учителя-предметники, совмещающие работу по дополнительному образованию, Васильева И.Н.(ВКК), Беляева С.В.(1КК), Гусева Л.Д.(ВКК), Донская Е.П(ВКК), библиотекарь Артемьева Л.А.(ВКК), руководитель школьного музея Астанин В.М.(1КК), а также классные руководители 1-11 кл. Самсонова Л.И., Мартыновская Р.Е., Мишина С.В., Шевцова Т.Н., Соколикова ЮЮ, Башмакова Т.Я., Новикова С.А, Пахомова Е.В., Колтакова Г.Н., Долженкова Е.И., Прокудина Е.В., Титова Ж.Ю, Князева Т.И., Васильева И.Н., Подкопай Г.Н., Пустовар Л.М., Скоркина О.А., Поликарова В.Б, Хайченко Л.Ю., Борякова С.Н., Строкова Н.И., Мирзоева Л.М, Сафонова Н.Я, Шитикова И.М., Киясова Т.А., Пригородова Н.В., Собина Н.И., Корчагина Л.В., Золототрубова С.В., а также педагоги дополнительного образования ЦРТДЮ Ленинского района (директор Фалькович Т.А.) Шупина Т.И. и Симонова Е.Е., педагоги ДШИ №13 (директор Маркелов Ю.Г.) Дыханова Л.П., Антонова Е.А.

Основная воспитательная работа была направлена на организацию деятельности коллектива для реализации Концепции воспитательной деятельности Воронежской области (2006-2011) на завершающем этапе, включающую в себя развитие системы ученического самоуправления, системы школьного дополнительного образования и вовлечение в нее учащихся, профилактику асоциальных явлений среди учащихся школы, просвещение родителей по вопросам воспитания, проведение мониторинга воспитанности учащихся, а также гражданское и патриотическое воспитание учеников в связи с 65-ой годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..

Педагогический коллектив осуществлял взаимодействие с заинтересованными в воспитании учащихся учреждениями: ЦРТДЮ Ленинского района города Воронежа, Отдел молодежной политики, физкультуры и спорта управы Ленинского района города Воронежа, Совет ветеранов Ленинского района и ВМЗ, музеи и театры города, отдел внутренних дел, учреждения здравоохранения, ГДДиМ, ВОЦДЮТКиЭ и т.д.

Работа строилась по направлениям воспитательной деятельности, обозначенным в Концепции воспитательной деятельности Воронежской области (2006-2011) «Здоровье» (физическое), «Семья» (семейное). «Наша Родина» (гражданское, патриотическое), «Природа» (экологическое), «Труд» (экономическое), «Культура» (эстетическое), «Человек» (воспитание), основанным на принципах воспитательной деятельности «Само», «Творческой активности», «Успешности», «Общения», «Элективности».

Классные коллективы достаточно активно включались в работу. Проводились традиционные для школы мероприятия, организовывались новые дела, осуществлялся контроль и мониторинг деятельности, принимали участие в мероприятиях района, города, области.

Так, в направлении «Здоровье» организовывались мероприятия, направленные на профилактику употребления ПАВ, формирования здорового образа жизни, спортивные мероприятия и др.. Во всех классных коллективах проходили классные часы соответствующей тематики. В 4-11 классах было организовано анкетирование по вопросам здорового образа жизни, которое показало, что учащиеся отрицательно относятся к употреблению алкоголя, наркотиков. Надо отметить, что учащихся, употребляющих ПАВ, среди школьников не выявлено.

Этому способствует все-таки проводимая (не для галочки) в школе профилактическая работа среди учащихся, родителей, организуется работа спортивных секций. В начале учебного года участвовали в акции «Спорт вместо наркотиков».Дети с большим удовольствием участвуют в «Веселых стартах», в соревнованиях по баскетболу, футболу, волейболу. Показывают стабильно хорошие результаты. Надо отметить, что много учеников с удовольствием проводят перемены в спортивном зале, посещают уроки физкультуры, 40% учащихся школы заняты в спортивных секциях.

Количество мероприятий антинаркотической направленности (2009-2010)

мероприятия всего в том числе Кол-во присутств учащихся % от общего контингента учащихся
с участием правоохранит. органов с участием медработ с демонстрацией кино- и видео материалов
тренинги      
досуговые мероприятия       
акции3  331937,4
лекции,беседы5  542351
итого8  874288,4

Работу по профилактике употребления ПАВ, формированию здорового образа жизни необходимо продолжать, вовлекать в нее больше заинтересованных лиц, специалистов, находить интересные формы проведения мероприятий, так как будущее страны должно быть в руках психически и физически здоровых людей.

По направлению «Семья» были организованы мероприятия на формирование интереса к малой родине, семейным традициям, половое воспитание. Большую роль сыграло то, что анализируемый учебный год – год 65-летия Победы. В классах была развернута поисковая работа, организована деятельность по реализации проектов «Живи и помни» (3 «А» Пахомова Е.В. , 2 «А» Шевцова Т.Н.), «Дом, в котором я живу» (5 классы), «Орден в нашем доме» (6 классы). Работа над проектами играет важную роль в формировании личности учащегося, укреплении семейных связей, нормализации семейных отношений. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок отстраняется от родителей, участие в проекте заставляет его обратиться к взрослым членам своей семьи, побеседовать.

Так, работая над проектом «Дом, в котором я живу», учащиеся 5 «А» класса (кл.рук. Колтакова Г.Н.) познакомились с семьей Филатовых(Тырышкиных): узнали, где живет эта семья, чем занимается(занималась), каковы традиции семьи, тем более что в классе учится внучка Тырышкиной Г.А, учительницы русского языка, некогда работавшей в нашей школе. Учащаяся 5 «Б» (кл.рук.Долженкова Е.И.) Пядухова Вика подготовила сообщение о Гринько А.И., Кочергина Оля о своей бабушке, которая когда-то училась в нашей школе, рассказала о преемственности поколений(в школе училась и мама Оли), о дедушке, участнике ВОВ, рассказывал Дремов Данила. Можно заметить, что дети, работая над проектом «Дом, в котором я живу», рассказывают о людях, живущих там. И это важно, так как не место красит человека, а человек место. А люди рассказывают детям, как строились эти дома, кого здесь селили и какой была дворовая территория. Ученики 5 «В» класса (кл.рук. Прокудина Е.В.) рассказали о доме №4 по улице Депутатская, о доме №25 по улице Моисеева. Если учащиеся 5 «А» работали в группах, то ученики 5 «Б», 5 «В» вели индивидуальную работу.

Данная работа позволяет воспитывать у учащихся не только интерес к истории семьи, Родины, но и чувство гордости за свою семью, за себя, формировать навык публичного выступления, что немало важно в воспитании личности. Работа над проектом «Дом, в котором я живу» проводилась впервые и должна стать традиционной для пятиклассников.

То же самое можно сказать и работе «Орден в нашем доме». Этот проект реализуется уже 2 раз. Учащиеся 6 классов знакомятся с историей наградной системы нашей страны, а также с жизнью и судьбой людей, награжденных теми или иными орденами и медалями. Так, учащаяся 6 «А» Лабутина Света (кл.рук. Титова Ж.Ю.) подготовила презентацию о своем дедушке-орденоносце, Меркушева Света 6 «Б» (кл.рук. Васильева И.Н.) рассказала историю, как награда нашла героя, подготовила газетный материал, несколько сообщений были подготовлены учениками 6 «В» класса (кл.рук.Князева Т.И. Здесь все-таки большая роль отводится классному руководителю, который через родительские собрания, совместные дела должен объяснить значимость проводимой работы, убедить родителей помогать своим детям, тем самым укреплять духовную связь.

В начальной школе родители в большей степени участники учебно-воспитательного процесса, поэтому удалось осуществить совместный проект «Живи и помни» (2 «А» Шевцова Т.Н., 3 «А» Пахомова Е.В.). Ученики вместе с родителями, бабушками и дедушками готовили материал о родственниках-участниках войны, собраны фотографии, воспоминания, подготовлена презентация. Проведены вечера памяти, оформлен стенд в коридоре 2 этажа школы.

Надо отметить, что все классные коллективы откликнулись поздравить ветеранов ВОВ, посетить их на дому.

Направление «Наша Родина» (работа по гражданскому, патриотическому воспитанию) является приоритетным в работе педагогического коллектива, тем более, что в 2010 году страна отмечала 65 годовщину Великой Победы советского народа над фашизмом. В подготовке и проведении мероприятий, посвященных 65-летию Победы, активно принимали участие школьники и педагогический коллектив.

В декабре 2009-2010 учебного года на сборе детского объединения «Росток» было принято Обращение учащихся и педагогического коллектива к учащимся школ района о достойной встрече 65-ой годовщины Великой Победы. Обращение было направлено в Совет ветеранов Ленинского района города Воронежа, отдел культуры. Силами отдела культуры Обращение было напечатано и направлено во все ученические и педагогические коллективы Ленинского района.

Согласно Указу Президента РФ Д.А.Медведева проходило вручение юбилейных медалей участникам и инвалидам ВОВ, труженикам тыла, несовершеннолетним узникам лагерей. Торжественные собрания, посвященные вручению юбилейных медалей, проходили на базе актового зала школы в феврале, марте, апреле 2010. Предварительно проводился обзвон жителей микрорайона с целью выяснить возможность получения медали на базе школы. Было прозвонено более 300 человек-жителей микрорайона школы, обозначенных Управой Ленинского района городского округа город Воронеж. Силами учащихся и педагогов школы проведены концерты для указанной выше категории или их родственников, пришедших получить юбилейную медаль. Необходимо отметить правильный настрой учащихся, занятых в концерте, их ответственность, понимание, отзывчивость, а также желание помочь в проведении мероприятий. Особенно надо выделить Матвееву Евгению, 11б, Дедову Ольгу, 11б, Апостол Елену, 10в, Казьмину Маргариту, 10б, Мосалкину Наташу, 10б, Семенищеву Елену, 10б, Кожухову Евгению, 10б, Попову Настю, 2в, Заздравных Виталия, 2а, Попова Сергея, 1в, Васильеву Светлану. 3а, Цыганок Григория, 3а, Афанасенко Дарью, 1в, Дырдина Александра, 10а, Попова Евгения, 9г. Большую помощь в подготовке торжественных собраний оказали педагоги школы Васильева И.Н, Астанин В.М., Рыжкова Е.Д., Башмакова Т.Я, Чащевая Е.П., Донская Е.П., Науменко Е.Н, Степанова И.К..

Историко-краеведческий музей школы «Хронограф» стал инициатором долгосрочного проекта «Воронеж – город воинской славы», в который включены были учащиеся 10, 11 классов школы №13, а также советы музеев школ №12, №14. Работа по проекту начинается сложно. Отмечается некоторая отстраненность классных руководителей, а учащиеся не всегда самостоятельно могут выполнить задание. Надеемся в новом учебном году работу продолжить, совершенствовать, скоординировать и взять результативность на особый контроль. Историко-краеведческий музей «Хронограф» - центр воспитательной работы школы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Сегодня он является инициатором интересных дел в школе, направленных на воспитание у учащихся интереса к истории своей школы, своей семьи, своего района, своей Родины.

В своей работе школьный музей опирается на традиционные ежегодные мероприятия: «Посвящение в первоклассники», «Последний урок в музее» (для выпускников школы), «Воронеж – город воинской славы», «День Победы», Школьная конференция по подведению итогов поисково-исследовательской и проектной деятельности.

В своей работе школьный музей взаимодействует с различными учреждениями и организациями г.Воронежа.

Учет посещаемости ведется по 2 параметрам: количество посетителей музея и количество участников массовых мероприятий проводимых музеем. Суммарное количество посетителей и участников в среднем за год составляет около 1000 человек.



Информация об основных мероприятиях 2009-2010 учебного года


Мероприятие Уровень Результат Ответственный
Краеведческая конференция «Исчезнувшие памятники архитектуры» (поисково-исследовательская работа «Ох, сад, ты, мой сад…» Золототрубова Т., 10 кл) Област.участиеАстанин В.М.
Золототрубова С.В.
Конкурс методических материалов «В помощь организаторам туристско-краеведческой работы» Област. победительАстанин В.М.
Золототрубова С.В.
Авторская методическая разработка в рамках областного смотра патриотической деятельности ОУ Воронежской области, посвященной 65-летию ПобедыОбласт.участиеАстанин В.М.
Золототрубова С.В.
Посвящение в первоклассникиШкольн Астанин В.М.
Золототрубова С.В.
Степанова ИК
Науменко Е.Н.
Артемьева Л.А.
Совет уч-ся 11 кл.
Открытие Учительской галереиШкольнВыпуски новостей на РЕН-ТВ и ТНТ, заметка в газете «Город» Астанин В.М.
Золототрубова С.В.
Семинар руководителей школьных музеевобластучастиеАстанин В.М.
Золототрубова С.В
Cмотр патриотической работы, посвященный 65-летию ПобедыРайон
Обл.
1 место
3 место
Астанин В.М.
Золототрубова С.В
Открытие мемориальной доски учителю Абрамович Л.Л.школьнВыпуски новостей на РЕН-ТВ Администрация школы
Просмотр кинофильма «Мы – из будущего»школьн Астанин В.М
Пленум Совета ветеранов Ленинского района г.ВоронежарайонвыступлениеЗолототрубова С.В.
Выставка «Из пепла и пожарищ»областучастиеАстанин В.М.
Последний урок в музеешкольн Астанин В.М.
Кл.рук.11 кл


Воспитание любви к большой Родине начинается с воспитания интереса, гордости и любви к малой родине, тем более что в 2008 году нашему городу было присвоено высокое звание «Город воинской славы». Воспитание учащихся идет на краеведческом материале: совершаются походы и экскурсии по местам боев за Воронеж (5а, 5б –Колтакова Г.Н, Долженкова Е.И.), экскурсии на Чижовский плацдарм (4 классы), экскурсии в музей-диораму (8а, 8в – Борякова С.Н., Поликарова В.Б.), в музей «Арсенал» 6 классы , проводятся историко-культурные уроки на объектах культурного наследия по улице Черняховского,6(Черняховскому И.Д.), Моисеева, 13 (Демьянову М), у памятника летчикам возле Дворца 50-летия Октября…

Учащиеся 7 классов под руководством классных руководителей Подкопай Г.Н., Пустовар Л.М., Скоркиной О.А. работали над проектом «Улица носит имя героя». 7 «А» класс (Подкопай Г.Н.) исследовал улицы, носящие имена летчиков, 7 «Б» - Черняховского, 7 «В» - 121 стрелковой дивизии. Наиболее активными здесь были Пискунков Антон, 7а, Соколова Алина, Калабишка Иван, Иванов Роман,7»Б», Ельникова Вика, Лукин Миша, Шкурин Антон-7»В». Учащиеся 7 «Б» (Пустовар Л.М.) по итогам работы над проектом направили в управление культуры городского округа город Воронеж письмо с просьбой исправить историческую ошибку (дата смерти И.Д.Черняховского) на мемориальной доске по улице Черняховского,6.

Учащиеся 11 классов (Корчагина Л.В., Золототрубова С.В.) совместно с руководителем школьного музея «Хронограф» Астаниным В.М. совершили поход в Песчаный Лог, где провели Урок Памяти.

В 6-9 классах классными руководителями и зав.библиотекой (Артемьевой Л.А.) были проведены библиотечные уроки, посвященные Дню освобождения Воронежа с демонстрацией фильма «Город воинской славы».

Руководителем школьного музея «Хронограф» был подготовлен материал для проведения экскурсий в Зале Памяти. Материал охватывает исторический период с 1941 по 1945 гг, включая историю школы. Проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов «Что я знаю о войне». Надо отметить, что знаний учащихся по истории ВОВ недостаточно, работу по формированию и углублению знаний необходимо вести постоянно. Школьный музей «Хронограф», участвуя в районном смотре патриотической работы, занял 1 место, материалы были направлены на городской смотр, затем - на областной, где получили почетное 3 место.

Большую помощь в проведении работы по гражданскому и патриотическому воспитанию оказывали ветераны ВОВ и труда. Много лет сотрудничают со школой ветераны ВМЗ Кухтин А.К.. Прохоров С.И., а также Заслуженный эколог РФ Шевченко Л.П. Все они безотказно приходят к учащимся, рассказывают о себе, говорят добрые слова напутствия. Налажен контакт с Советом ветеранов Ленинского района. Зам.председателя Семенякин Ю.С. помогает словом и делом, ни одну просьбу школы не оставил без внимания.

Зам.директора по ВР Золототрубова С.В. участвовала в работе пленума Совета ветеранов района, выступала с сообщением о работе школы по патриотическому воспитанию.

Перед 9 мая состоялась акция «Ветеран живет рядом». Учащимися (1-11 классов), классными руководителями и родителями были проведены встречи с ветеранами войны в стенах школы или на дому у ветеранов, организовано поздравление, вручены поздравительные открытки от руководителя мэра города, управы района, партии «Единая Россия». Активность проявили учащиеся 9 «А» (Строкова Н.И.), 9 «Г» (ШИтикова И.М.) , 10 «А» (Киясова Т.А.), 10 «Б» (Пригородова Н.В.), 10 «В» (Собина Н.И.), 11 «А» (Корчагина Л.В.), 11 «Б» (Золототрубова С.В.).

Все классы по возможности ( не все ветераны дожили до Дня Победы. Кто-то парализован и т.д) оформили отчеты с воспоминаниями и фотографиями.

Комплекс мероприятий, посвященных 65-й годовщине Великой Победы, завершился праздничным концертом, где все активные учащиеся были отмечены грамотами директора школы, значками и Георгиевской ленточкой. В подготовке концерта приняли участие педагоги Степанова И.К. – театральный коллектив «Апельсин» показал отрывок из пьесы «Хлеб», Васильева И.Н., Донская Е.П – подготовила на материале работ учащихся презентацию о плакате времен войны….

30 октября в нашей стране объявлено Днем Памяти жертв политических репрессий. В школе проводились и ранее мероприятия, посвященные этой дате, но они ограничивались выставкой книг в библиотеке, классными часами в старших классах и др. В истекшем году учащиеся 11 классов (Корчагина Л.В., Золототрубова С.В.) совершили однодневный поход к месту захоронения жертв политических репрессий в Дубовке. Такие походы старшеклассников хотелось бы сделать традиционными. Учащиеся не только слушают рассказ учителя, но и оказываются на месте захоронений. Никакой рассказ, даже самый яркий, не может заменить личных впечатлений, а они у посетивших места захоронения, очень сильные. Оказаться на месте – соприкоснуться с историей поближе. Учащиеся 10 классов стали участниками встречи с В.Б.Базилевской, кфн, членом общества «Мемориал» «Знать, чтобы помнить». Учащиеся 10,11 классов уже в том возрасте, когда не только должны знать о черных страницах истории нашей страны, но и уметь адекватно трактовать события, правильно понимать услышанное.

В сентябре 2009-2010 учебного года Степанов Павел,8б, Зинченко Артем, 8б, Воробьев Евгений, 9в, Блинов Юрий, 9в, Ветров Михаил, 10а, Нестеров Константин 10а, Есин Александр, 10а, Бобров Максим, 10а, Капралов Максим, 10в, Сафонов Кирилл, 10в стали участниками выездного городского военно-патриотического сбора «Служу Отечеству» на базе ДОЛ «Костре», были представителями делегации Ленинского района на сборе. По итогам сбора район занял 3 место. Надо обязательно отметить, что дети остались довольными от посещения сбора, они смогли соприкоснуться с особенностями жизни военных, поучаствовать в марш-броске, потренироваться в разборе и сборе автомата, надевании костюма…… Практически все они по итогам сбора стали воспитанниками районного ВПК «Отечество». Все они, как показало анкетирование, положительно относятся к военной службе и высказывают желание служить в армии.

Традиционно летом район выезжает в летний военно-спортивный лагерь «Юнармеец», который опять же организуется на базе ДОЛ «Костер». Приятно отметить, что желающих принимать участие в сборе с каждым годом все больше, а многие выпускники школы вместе с военными воспитателями являются своего рода инструкторами взводов. Так в истекшем учебном году в работе сбора «Юнармеец» приняли участие Баринов Дмитрий, 9а, Гунин Никита, 9а, Дырдин Александр,10а, Бушуева Ирина, 10а, Огурцова Ксения, 10б, Попов Евгений, 9г, Шпилев Денис, 9г, Нестеров Костя, 10а, Бобров Максим,10а, Маринов Евгений, 9г, Сафонов Кирилл, 10в, Капралов Максим, 10в, Ветров Михаил, 10а, Есин Александр, 10а…. Учащиеся школы активно участвуют в мероприятиях сбора, получают положительные отзывы, к тому же Бушуева Ирина, Шпилев Денис и Ветров Михаил, например, были вместе с офицерами-воспитателями инструкторами взводов. Это свидетельствует о подготовленности учащихся работать в коллективе и с коллективом, нести ответственность за других. Большую роль в патриотическом воспитании играет экскурсионная работа. Классные коллективы 6а (Титова Ж.Ю), 6в(Князева Т.И), 10б (Пригородова Н.В) посетили Санкт-Петербург , 6б(Васильева И.Н.), 7а (Подкопай Г.Н.) – Москву, 9а (Строкова Н.И.), 10а (Киясова Т.А.), 10в (Собина Н,И) – Волгоград, 10б(Пригородова Н.В.) – Рязань и др.

Воспитанию гражданственности, патриотизма, интереса к истории своей страны способствует военно-спортивная игра «Орленок», которая традиционно проводится в районе и городе. В этом учебном году ничто (если не считать погодные условия) не помешало провести школьный этап, где учащиеся продемонстрировали умение ходить строем, выполнять строевые команды, стрелять, оказывать первую медицинскую помощь, отвечать на вопросы по истории. Подготовительные консультационные занятия со всеми классами проводил учитель ОБЖ Астанин В.М.. Учащиеся достаточно серьезно подготовились к игре: продумали единую форму команды (10 человек), тренировались ходить строем, выполнять приказы командира. Места распределились следующим образом: 1 место - 10а, 2 место – 10б, 3 место – 10в. Лучшие учащиеся от каждой команды вошли в сборную школы для участия в районном этапе игры «Орленок» - Ветров Михаил, 10а, Агарков Владислав, 10а, Спиридонов Евгений, 10а, Дырдин Александр, 10а, Богдашкина Оля, 10а, Порохня Артем, 10б, Барабанова Лена, 10б, Орлов Александр, 10а, Бобров Максим, 10а. В районных играх команда заняла 2 призовое место, хотя почти на каждом маршруте набрала максимальное количество очков.

Большую роль в формировании личности учащегося, воспитание в нем гражданственности, патриотизма, ответственности играют детские общественные объединения. Именно в них ученик способен реализоваться, раскрыться, быть успешным.

Через детские объединения (как нигде более) могут быть раскрыты принципы воспитательной деятельности, заложенные в Концепции воспитательной деятельности (2006-2011) Воронежской области. Это принцип «Само» – умение реализовать себя, Творческой активности – умение искать творческие решения, Успешности – умение делать, Общения – умение слушать, говорить, понимать, Элективности – умение выбирать, противодействовать асоциальным явлениям

Так, в 2008-2009 уч.году свое десятилетие отметило детское объединение «Росток» учащихся 5-11 классов. В истекшем учебном году детское объединение работало стабильно, слаженно, оставаясь инициатором интересных дел в школе. Руководит работой детского объединения старшая вожатая Науменко Е.Н.. Сегодняшние активисты имеют заметный авторитет среди других учеников школы, к ним прислушиваются, на них равняются, хотят быть рядом с ними. Традиционно в начале учебного года проходят выборы в совет объединения. Кандидаты готовят предвыборные программы, проходит голосование. Содержание предвыборных программ отличается продуманностью, четкостью. Это, возможно, объясняется тем, что нынешнее поколение живет в период частых выборов и агитаций и видит достоинства и недостатки программ. У наших кандидатов программы связаны с жизнью школы, с желанием сделать жизнь в школе интересной, а школу привлекательной для окружающих. Второй раз Лидером школьного самоуправления становится Дырдин Александр, 10а; в Совет объединения вошли также Стадник Елизавета, 6в, Аветисян Карина, 6в, Бударина Вика, 8в, Шпилев Денис,9г, Золототрубова Таня,10б, Бушуева Ирина,10а.Совет объединения стал организатором таких дел, как «Минута славы», Школьный КВН, Новогодний стартинейджер, «Дорожная азбука», новогодние утренники, сбор детского объединения, проекты «Дом, в котором я живу», «Орден в нашем доме» и т.д. Команда школы активно участвует в районном туре олимпиады по избирательному праву (Борякова С.Н.). Совет детского объединения стал инициатором возобновления работы над проектом «Корнюшкин сад». Было написано письмо в управление культуры городского округа город Воронеж с просьбой разрешить установить памятный знак на улице Депутатская, проводился опрос населения, Золототрубова Таня, 10б участвовала в областной краеведческой конференции с исследовательской работой «Ох, сад, ты мой сад…», был объявлен конкурс проектов памятных знаков.. На помощь пришла Донская Е.П.. Через уроки ИЗО она познакомила учащихся с личностью Корнюшкина И.А., дети рисовали проекты памятного знака. В новом учебном году предстоит закончить работу над проектом (разрешение на установку памятного знака дано городской комиссией по культурному наследию), провести конкурс и установить памятный знак.

Участие в работе детских общественных объединений дает возможность ребенку раскрыться, почувствовать себя личностью, способной вести за собой, создает ситуацию успеха, что немало важно для развития и воспитания личности ребенка.

С тех пор, как в Ленинском районе появилась РДЮМО «Новое поколение», детское объединение «Росток» тесно сотрудничает с районной организацией. Актив школы постоянно участвует в проведении районных школ актива, причем с большим желанием, в конкурсе «Лидер школьного самоуправления», « Стартинейджер», «Праздник детских организаций» и др. Традиционно в течение последних лет проходят выездные школы актива «Новое поколение», где без активистов детского объединения «Росток» не обходятся. В 2009-2010 учебном году в работе сбора приняли участие Кривоузова Елизавета,6в, Аветисян Карина, 6в, Бакланова Дарья, 6в, Бударина Вика,8в, Семенихина Алена 8в, а Попова Екатерина, 11б, Перелыгина Ольга, 11а, Ерина Мария, 11б, Дырдин Александр, 10а, Шпилев Денис, 9г, Бушуева Ирина, 10а являлись еще и организаторами этого сбора, т.е. выполняли роль инструкторов отрядов. Работа учащихся получила положительные отзывы, все они отмечены грамотами Управы Ленинского района городского округа город Воронеж. Неслучайно Шпилев Денис, 9г и Перелыгина Ольга 11а стали участниками 1 Всероссийского молодежного форму «Прорыв», проходившего в Москве. Ученица 10 «А» Бушуева Ирина стала лидером РДЮМО «Новое поколение» - она была избрана Президентом «Нового поколения». Это событие для школы. Инаугурация (по традиции она проходит в той школе, где избран Президент) состоялась в актовом зале школы. Присутствовал директор школы, представители управы района, руководитель РДЮМО «Новое поколение», активы школ района. Все приготовили слова напутствия. Надо отметить, что откликнулись и одноклассники вместе с классным руководителем (Киясова Т.А.)

Гражданское и патриотическое воспитание не может быть без воспитания интереса к истории своей школы, ее учителей. Большую помощь оказывает здесь школьный историко-краеведчсекий музей «Хронограф». Он стал инициатором открытия 5 октября 2009 года Учительской галереи (2010 год объявлен в России Годом учителя). Это было торжественное открытие – праздник со слезами на глазах, поздравляли ныне живущих учителей-ветеранов, вспоминали умерших. Классы поздравляли учителей-ветеранов на дому, приглашали(тех, кто может прийти)на праздник, состоялся праздничный концерт, было телевидение. В этой же Учительской галерее в марте начинали открытие памятной доски учительнице французского языка Абрамович Л.Л., работавшей в школе 1948-1978 гг. Инициатива же открытия доски принадлежит выпускникам-ученикам Абрамович Л.Л. Присутствовали ученики, друзья, представители французского посольства, студенты- французы, отдел образования, управление культуры, ученики 10, 11 классов школы, учителя.

13 ноября – День рождения школы. Традиционно в этот день проводится «Посвящение в первоклассники». Посвящение проводят выпускники. Событие торжественное, праздничное, познавательное – ученики не только играют - путешествуют по станциям «Книга», «Переменка», «История», «Парта»-, но и опять же, играя, знакомятся с историей школы, библиотекой и т.д.. Это мероприятие играет особую воспитывающую роль не только для первоклассников, но и для выпускников – в чем-то даже влияет на их профессиональный выбор.

Гражданскому и патриотическому воспитанию способствует также деятельность объединений дополнительного образования: «Поиск» (Л.Д.Гусева-7,9 кл.) и «Краеведение» (Симонова Е.Е. от ЦРТДЮ Ленинского района- 3,4 классы).

«Культура» (соответствует эстетическому воспитанию). Здесь идет работа по развитию эстетического вкуса, творческих способностей задатков, формированию чувства прекрасного и т.д.. Эстетическому воспитанию способствует деятельность объединений дополнительного образования как школьного, так и внешкольного. Школьное дополнительное образование эстетического направления представлено такими объединениями, как «Апельсин» - театр. студия 5-11 кл. (Степанова И.К), «КАрамель» -кук.театр 4, 5 кл (Донская Е.П.), «Рукоделие» 5,6 кл - Беляева С.В., «Легион» 9,11 кл (Науменко Е.Н.-Назарян О.Р), 1-4 кл «Бусинка» (Рыжкова Е.Д.), хор «Домисолька» 1- 4 кл. (Васильева И.Н.).. Практически все коллективы имеют постоянный состав. В работе дополнительного образования задействованы учащиеся разных ступеней. Все объединения имели тематическое планирование, расписание, вели журнал.

В течение учебного года коллективы участвовали в различных конкурсах и фестивалях, показывали хороший результат.

ОбъединениеРуководительМероприятиеУровеньРезультат
1. «Апельсин» Степанова И.К. «Маленькие герои Великой Победы» - смотр театральных коллективов Р Горяинова Ксения – грамота «За лучшую женскую роль»
2 «Апельсин» Степанова И.К. ШТЭМ-2010 Г Тарасова Ирина –победитель в номинации «Великолепная семерка»
3.   Васильева И.Н. «Защитники Отечества» - фестиваль Р Заздравных Виталий – участие
4.  Васильева И.Н. Фестиваль популярной музыки Р Заздравных Виталий – участие
5 «Рукоделие» Беляева С.В. «Зимний букет» Р
Г

3 место
6. «Рукоделие Беляева С.В. День города. Выставка ИЗО и декоративно-прикладного творчества Р
Г
Участие
7. «Легион» Назарян О.Р. «Стартинейджер»
«Звездная молодежь»
Р
Г
1 место
3 место
8.  Донская Е.П. Выставка рисунка по противопожарной тематике Р
О
Участие
Победитель
9  Донская Е.П. День города. Выставка ИЗО и декоративно-прикладного творчества Р
Г
Участие
10   Донская Е.П. Защитники Отечества. Выставка ИЗО и декоративно-прикладного творчества Р Участие
11 «Бусинка» Рыжкова Е.Д. День города. Выставка ИЗО и декоративно-прикладного творчества Р
Г
Участие
12 «Бусинка» Рыжкова Е.Д. Защитники Отечества. Выставка ИЗО и декоративно-прикладного творчества Р Участие
13   Рыжкова Е.Д. «Золотые руки» Г Участие


Отметим, что коллектив «Апельсин» (Степанова И.К.) участвует в городском конкурсе ШТЭМ с момента его появления с 2006 года. И ни один год коллектив не возвращался без награды. Номинацию «Великолепная семерка» получил и в прошлом году Модестов Максим (миниатюра «Ослы»). «Легион» (Назарян О.Р.) в прошлом учебном году занял 1 место в шоу-программе «Звездная молодежь» ( в анализируемом году изменились условия проведения этого мероприятия и команда для выхода в финал проходила отборочные туры. В 1 туре была представлена 21 команда из числа школьников и студентов. В финале осталось 6 команд).

Помимо внешкольных конкурсов, школьное дополнительное образование-постоянный участник школьных мероприятий. Так, хор «Домисолька» в течение года выступал на праздничных концертах, посвященных Дню учителя, 8 Марта , 9 Мая, празднику Последнего Звонка, на мероприятиях, посвященных вручению юбилейных президентских медалей ветеранам ВОВ, открытию мемориальной доски учителю Абрамович Л.Л. и т.д… Объединение «Бусинка» организовывало выставку работ в рамках недели начальной школы, в рамках мероприятий, посвященных Дню Победы. Воспитанники студии «Апельсин» выступают на праздничных концертах, участвуют в проведении Новогодних утренников и т.д., кроме того, педагог оказывает индивидуальные консультации при подготовке учащихся к конкурсам чтецов различного уровня. Без танцевальной команды «Легион» также не обходится ни один школьный праздник. Все это говорит о слаженной систематической работе объединений. Всего только в школьной системе дополнительного образования эстетического направления занято около 20 % учеников школы.

Дополнительное образование детей на общественных началах в качестве шефской помощи осуществляет педагог дополнительного образования Чащевая Е.П.. Она занимается с детьми современными бальными танцами, занимаются у нее в основном ученики начальной школы. На базе школы занимается танцевальный коллектив «Фристайл» (Шмелева Г.А.). Среди его воспитанников – ученики школы с 1 по 10 кл..

В 2009-2010 учебном году школа заключила договор с ДШИ №13 (директор Маркелов Ю.Г.). ДШИ №13 провела показательный концерт на родительском собрании и организовала набор учащихся в объединения «Фольклорный ансамбль» (рук-ль Антонова Е.А.) и «Лепка. Рисование» (рук-ль Дыханова Л.П.). Все педагоги - высококвалифицированные мастера своего дела. Наша школа предоставила объединениям помещения для занятий. Занимались в основном ученики начальных классов. В новом учебном году сотрудничество будет расширяться, добавятся новые направления в работе.

Наличие в воспитательном процессе объединений дополнительного образования эстетического направления способствует формированию у детей чувства ритма, эстетического вкуса, культуры поведения, культуры одеваться и т.д.

Школу №13 давно называют «танцующей». И по инициативе педагога Чащевой Е.П. в школе состоялся первый школьный Праздник танца. На одной сцене собрались представители самых разных танцевальных направлений: хип-хоп, восточные танцы, современные бальные, народные, спортивные. Был большой концерт. В нем приняли участие школьные коллективы и коллективы других учреждений, где заняты наши ученики ( хореографическая группа Воронежского академического русского народного хора имени Массалитинова, рук.Беляева Т.И.; коллектив бального танца «Фиеста», рук.Осипов А.Н., пара Кустовинова Я.В., «Родина», рук. Четверякова Г.В., «Ниагара» и т.д). Открыл праздник Председатель федерации спортивного танца Осипов А.Н, кстати, выпускник нашей школы 1965 года. Все пришедшие на праздник получили большое эстетическое наслаждение.

Развитию творческих способностей учащихся способствует организация и проведение внеклассных мероприятий как традиционных, так и новых. Дети учатся вести себя на сцене, соответствующим образом одеваться, выразительно читать и т.д. В начальной школе классными руководителями проводились различные утренники, посвященные в основном праздникам и датам. Педагоги проводят большую подготовительную работу: подбирают материал, репетируют. Зрителями являются в основном родители, а также ученики других классов. Все утренники отличаются необычайным творческим подходом, материал соответствует возрасту и интересам учащихся. Учащиеся среднего и старшего звена активно участвуют в таких школьный делах, как: «Мисс Осень», «Осенний кубок КВН», «Новогодний Стартинейджер», «Минута Славы» и др.

«Новогодний Стартинейджер» - любимый конкурс учеников 5-8 класов. Участвуют все. Равнодушных нет. Среди 5 классов 1место 5а (Колтакова Г.Н.), 2 место 5б (Долженкова Е.И.), 3 место 5в (Прокудина Е.В.); среди 6 классов 1место 6в (Князева Т.И), 2 место 6а (Титова Ж.Ю), 3 место 6б(Васильева И.Н.), среди 7 -8 классов 1 место 8а(Поликарова В.Б) , 2 место 8в (Борякова С.Н.), 3 место 7б (Пустовар Л.М.), не участвовал 7в (кл.рук Скоркина О.А.).

Традиционный для школы конкурс «Мисс Осень» в истекшем учебном году прошел на необычайно высоком уровне. Приняли участие: Кравченко Настя 9а(кл.рук. Строкова Н.И.);Синецкая Наташа 9б(кл.рук. Мирзоева Л.М.);Соколова Ира 9г(кл.рук. Шитикова И.М.);Бушуева Ира 10а(кл.рук. Киясова Т.А.);Куликова Юля 10б(кл.рук. Пригородова Н.В.);Межова Аня 10в(кл.рук. Собина Н.И.); Подорожная Катя 11а(кл.рук.Корчагина Л.В.); Попова Катя 11б(кл.рук. Золототрубова С.В.). Участницы продемонстрировали свои песенные, танцевальные, кулинарные способности, а также знания из разных областей науки. Подготовили видеоролики «Бизнес Леди». Абсолютной победительницей, по мнению жюри, стала ученица 11а Подорожная Катя (кл.рук. Корчагина Л.В.). Остальные участницы победили в номинациях.

Традиционно в конце 1 четверти проходит Школьный Осенний Кубок КВН. В этом году это 7 кубок. В нем приняли участие 10 ( кл.рук. Киясова Т.А., Пригородова Н.В., Собина Н.И.) ,11 (кл.рук. Корчагина Л.В., Золототрубова С.В.) классы. По-разному можно относиться к конкурсу КВН, но все-таки это особенно интеллектуальный и эстетический конкурс. Он очень хорошо вскрывает культуру и эстетику команды, а к тому же развивает творческие и познавательные способности детей. Победителями стали команда 10 а (кл.рук Киясова Т.А.), 11а (кл.рук Корчагина Л.В)., 11 б (кл.рук. Золототрубова С.В.).

«Минута Славы» проводится полностью силами учащихся под контролем взрослых. Ученики составляют программу концерта, подбирают номера. Этот фестиваль талантов не требует особой подготовки, он только дает возможность показать себя, раскрыть свои таланты и умения. Многие же дети посещают танцевальные кружки, спортивные секции, музыкальные школы и т.д. . Не все из них благополучны в учебе, отличаются примерным поведением. Поэтому такого рода мероприятие – это яркая возможность создать «ситуацию успеха». Так, в концерте приняли участие впервые Виноградов Евгений(9в, кл.рук Сафонова Н.Я.) и Ивлев Алексей (9б, кл.рук Мирзоева Л.М.), зал восторженно встречал Апостол Елену,10в (Собина Н.И) , которая читала стихи В.Маяковского, умением сплотиться на благо общего дела, показать свое творчество отличается 10б (Пригородова Н.В.). Всего в фестивале талантов приняли участие ученики 8а(Поликарова В.Б), 8в(Борякова С.Н.), 9а (Строкова Н.И.), 9б (Мирзоева Л.М.), 9в (Сафонова Н.Я.), 9г (Шитикова И.М.), 10 в (Собина Н.И.), 10б (Пригородова Н.В), 11 а(Корчагина Л.В.), 11б (Золототрубова С.В.). В этом учебном году участие приняли практически все классные коллективы 8-11 классов по сравнению с прошлым учебным годом.

Кроме того, школа активно участвует в мероприятиях художественно-эстетического направления, проводимых вне школы. Это фестиваль «Защитники Отечества» (Васильева И.Н., Донская Е.П., Беляева С.В.), «Зимний букет» (Беляева С.В.), Новая Молодежная Лига.Область КВН. (Золототрубова С.В., Степанова ИК), «Звездная молодежь» (Назарян О.Р.), ШТЭМ (Степанова И.К.), Фестиваль театральных коллективов «Маленькие герои Великой Победы» (Степанова И.К.) и др.

В течение учебного года проводилась работа по экологическому воспитанию учащихся – направление «Природа».

Классные коллективы совершали походы и экскурсии по родному краю, проводили мероприятия в классных коллективах на тему «Берегите лес от пожаров», « В ответе за тех, кого приручили», «Братья наши меньшие», «Человек – друг природы» и др. Так, в течение учебного года классные коллективы побывали в Воронежском зоосаде (7б, 7в – Скоркина О.А., Пустовар Л.М.), зоопарке города Липецк (2а Шевцова Т.Н., 3а Пахомова Е.В.), в Графском биосферном заповеднике (5а Колтакова Г.Н.) и др. Донская Е.П. оформила выставку детского рисунка «Природа нашего края» 21 апреля объявлен Днем Земли. В этот день в школе организуется экологический десант, классные часы «Земля – наш дом» и т.д. Классный руководитель 7в Скоркина О.А. оформила с учащимися выставку фотографий «Окно в природу». Также нужно отметить недостаток в этой туристско-экскурсионной работе – нет отчетов. В новом учебном году классным руководителям необходимо будет не только организовать экскурсию, но и потом оформить небольшой фото-видеоотчет для школьной летописи. Неблагоприятные погодные условия не позволили провести традиционный для начальной школы экологический «Поход к Сладкому дереву». Не так давно в Воронеже открыт атомный центр, посещение его бесплатное. Некоторые классные коллективы организовали туда экскурсию, которая, по мнению учащихся, учителей, родителей, очень познавательная.

В течение 2009-2010 учебного года была организована трудовая и профориентационная деятельности обучаемых, профессиональная диагностика, деятельность по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда, по экономическому просвещению подростков и молодежи и т.д. (направление «Труд»). Традиционно благоустройство школьного двора, уборка школьных кабинетов организуется силами учащихся 5-11 классов. В этом году деятельность учащихся в соответствии с законодательством согласовывалась с родителями. Надо отметить, что родители понимают необходимость привития детям трудовых навыков, поэтому отказов от участия в деятельности по благоустройству были единицы.

Вот уже более десяти лет организуется работа летних ремонтно-строительных бригад. Учащиеся в возрасте 14 лет и старше под руководством взрослых ведут работы по ремонту школы, работают с детьми в пришкольном лагере «Ромашка» (в 2009-2010 учебном году работой бригад руководил учитель технологии Ковалев В.Э.). Работы оплачиваются Молодежным Центром занятости. С прошлого учебного года желающие учащиеся распределялись не на один летний месяц, а на все летние месяцы. Это все-таки одна из законных возможностей учащихся заработать какие-то свои деньги. Работают разные учащиеся, из семей разного достатка – состоятельных и среднего достатка, но надо отметить, что детей из неблагополучных или малообеспеченных семей очень и очень мало. График показывает заметный рост количества учащихся в летних работах, но это заявленные ученики.

Занятость учащихся МОУСОШ №13 в работе летних ремонтно-строительных бригад




Рост и спад занятых в ремонтных бригадах можно объяснить еще и демографическим спадом.

Необходимо все-таки продумать механизм организации работы учащихся в течение лета.

Вот уже второй год учащихся в течение лета трудоустраивает отдел молодежной политики. Учащиеся выполняют обязанности культорганизаторов, озеленителей. В 2008-2009 уч.году – 15 учеников, в 2009-2010 году – 27 учеников.

Определенный процент учеников работает без оформления документов или по договору на строительстве, в сети быстрого общественного питания и т.д. .Конечно, зарплата, полученная таким образом, намного превышает зарплату от Молодежного центра занятости.

Педагогический коллектив с учащимися выпускных классов проводил профориентационную работу (в 2008-2009 уч.году была создана программа «Мой выбор»). Хотя профориентационная работа была проведена и с учащимися 7-х классов в рамках месячника противопожарной безопасности: встреча «Я б в пожарные пошел…» с выпускником 2003 года, профессиональным пожарным Кривотуловым Д.М.

Ученики 9б (кл.рук. Мирзоева Л.М.), 9в (Сафонова Н.Я) посетили ИММиФ, стали участниками экономической игры. Выездной день открытых дверей на базе нашей школы проводил ВГПУ. Учащиеся 11 классов (кл.рук. Корчагина Л.В., Золототрубова С.В.) встречались с деканом и преподавателями физико-технического факультета ВГТУ. Из-за тяжелой болезни учителя Беляевой С.В не смогли принять участие в мероприятиях ВГТА.

Учащиеся 9в (кл.рук. Сафонова Н.Я) посетили ресурсный центр. Учащиеся 10б (кл.рук.Пригородова Н.В.) приняли участие в выездном Дне открытых дверей ВГПУ на базе школы №14, а также посетили ВГПУ (естественно-географический факультет). Учащиеся 9 классов и 10 классов посетили Городскую Ярмарку вакансий рабочий и учебных мест. Нужно правильно ориентировать учащихся на посещение таких мероприятий: все они полезны для их развития, должны влиять на правильный выбор своего профессионального пути. Кроме того, учащиеся самостоятельно, с родителями посещали Дни открытых дверей, которые проводили учебные заведения города.

Занятия по профориентации, профессиональную диагностику с учащимися 9 классов проводила в течение учебного года психолог Архипова И.В.

Нравственное воспитание учащихся – направление «Человек»- занимало одно из приоритетных мест в работе педагогического коллектива школы. Деятельность педагогов была направлена на воспитание личности ученика, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, изучение правовых и законодательных норм, формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям и т.д.

Классными руководителями проводились классные часы, посвященные правовым вопросам «Подросток и закон», «Твои права», «Моя ответственность», изучается Конвенция ООН по правам ребенка и др. с 1 ноября 2009 года в Воронежской области введен комендантский час. Проводилась разъяснительная работа с учащимися и их родителями по этому вопросу. Об административной ответственности несовершеннолетних говорилось на родительских собрания, классных часах, методических объединениях кл.рук. Здесь самое главное донести до учащихся и их родителей не только сам факт ответственности за правонарушение, но и необходимость взаимодействия с администрацией и педагогами школы в этом направлении. Профилактическую работу с учащимися и их родителями ведет Школьный совет по профилактике правонарушений, безнадзорности. Благодаря его работе все учащиеся закончили 11 класс и 9 класс, а также практически все переведены в следующий класс.



В каждом классе есть учащиеся, требующие к себе повышенного внимания не только учителя, но и администрации школы. Работа дала свои положительные результаты. Надо отметить, что в последние годы снизилось число учеников, состоящих на ВШУ, за пропуски учебных занятий. Все это свидетельствует о том, что ведется многолетняя систематическая работа по профилактике, направленная на сохранение ученического контингента, создание таким детям ситуации успеха и психологического комфорта.

Профилактическую работу вела инспектор ПДН Дмитриева О.Н., она выступала с беседами в классах, проводила индивидуальную работу с детьми.

Несмотря на то что большая работа по профилактике асоциальных явлений ведется, все равно необходимо работу продолжать. Большую помощь оказывает педагог дополнительного образования ЦРТДЮ Ленинского района города Воронежа(директор Фалькович Т.А.) Шупина Т.И.. Она в течение нескольких лет работает с классами нашей школы, ведет факультативный курс «По законам Добра». Она знакомит учащихся с законодательством РФ. Вместе с ней в классах проводятся акция «Единство», «Возьму с собой», «Трудоустройство» и т.д. Она разбирает с подростками важнейшие правовые вопросы. В новом учебном году планируется организовать с Шупиной Т.И. для тех, кто в классном коллективе отвечает за правовые вопросы, «Клуб Правовых Знаний».

Традиционно в международный день толерантности в школе проходит акция «Возьми с собой».

Профилактике экстремизма способствует работа по патриотическому воспитанию. И надо отметить, что учащихся, замеченных в экстремистских настроениях, среди школьников не выявлено.

Изучению законодательных норм, правовых вопросов помогает Школьный день защиты детей: в этот день организуется выставка плакатов «Защита от…», проводятся уроки безопасности, классные часы «Имею право» и т.д.

Формирование норм культуры поведения, ответственности проходит через месячники безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности. Мероприятия в рамках месячников проходят в школе реально, а не для галочки. Учащиеся 1-4 классов изучают «Дорожную азбуку», в 5-8 классах – турнир «АВС», в 9-11 классах - круглый стол «Мы и дорога», где поднимаются очень важные вопросы поведения детей на дороге. Большую помощь оказывает здесь Интернет и наличие мультимедийного оборудования - появляется возможность демонстрации мультфильмов «Азбука безопасности. Смешарики», а также любительских роликов дорожных аварий, социальной рекламы правильного поведения на дороге. Плохо только, что сотрудники ГИБДД в школу не приходят и все мероприятия проводятся силами ученического и педагогического коллектива.

Месячник противопожарной безопасности проводили также своими силами – методом шефской помощи: учащиеся старших классов проводили внеклассные мероприятия для малышей. Для 9 кл. провели игру «Что? Где? Когда? по вопросам противопожарной безопасности. Нравственному воспитанию учащихся способствует воспитание искусством. В течение учебного года классные коллективы посещали театры нашего города. Классами был посещен театр оперы и балета, театр «Шут», театр драмы имени Кольцова, Молодежный театр, театр юного зрителя. Учащиеся смотрят постановку, слушаю грамотную речь актеров. Сегодня классные коллективы часто посещают кинотеатры, организуется просмотр новых кинофильмов и мультфильмов. , Наверное, придется отказаться от просмотра выездных спектаклей: не всегда это спектакли хорошего качества, да и воспитывающую роль они практически не играют , в конце концов, навыки культуры поведения эти постановки не формируют.

В истекшем учебном году классные коллективы посещали и музеи города: Краеведческий музей, Литературный музей, музей «Арсенал» и т.д.

Учащиеся воспитываются и через систему дополнительного образования. Посещая кружки и секции дети развивают свои природные задатки, творческую и познавательную активность, формируются лучшие личностные качества. Мониторинг занятости учащихся в системе дополнительного образования проводится в школе дважды в год – в сентябре и феврале.



С психолого-педагогической точки зрения понятие «воспитание» включает два признака любой педагогической деятельности: целенаправленный процесс и его результат, т.е. «воспитание» (процесс) и «воспитанность» (результат), которые предполагают изменение мировосприятия личности, обогащение ее сферы чувств, повышение уровня культуры поведения. Такое понимание воспитания в условиях образовательных учреждений позволяет педагогическим коллективам работать не на количество воспитательных мероприятий, а на качество их итогов.

В конце учебного года проводится мониторинг воспитанности учащихся 1-11 классов. Для исследования применяется методика диагностики состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося автора Н.С.Маляковой. Недостатком здесь, наверное, можно считать проведение мониторинга опять же классными руководителями. А с другой стороны, это полезная работа, так как сразу же видны приоритеты и проблемные характеристики. Мониторинг рассчитан на учащихся 1-11 классов и проводится методом наблюдения. Классным руководителям предлагалось определить уровень личностных качеств каждого ученика («В»- высокий, «С» - средний, «Н»- низкий) на основе собственных наблюдений. Результаты заносятся в таблицу. При обобщении результатов диагностики по классу считается процентное отношение количества «Высокой» оценки к общему числу обучающихся. Затем выделяются приоритетные характеристики (наивысший %) и проблемные характеристики (наименьший %).



В ходе анализа выявлено, что основной процент учащихся школы имеет средний уровень воспитанности. 47 % - имеют высокий уровень воспитанности , 7% - низкий уровень (что на 6% ниже по сравнению с прошлым годом). Видно, что положительные характеристики в 6,5 раз превышают отрицательные.

В ходе диагностики отмечаем средний показатель уровня воспитанности по школе.









В ходе анализа анкет выявлены учащиеся с большим количеством Н (низкий уровень) по тем или иным критериям. Их опять же меньше, чем в прошлом году.

Учащихся с большим количеством низких приоритетов необходимо взять на контроль, постараться выяснить причину. Работу необходимо проводить совместно с школьным психологом.

Приоритетными положительными характеристиками, например, в 4а (Герасимова И.А.), можно считать критерий «Умение быть благодарными», «Физическая активность»,

в 7в (Скоркина О.А.) – «Любовь к Родине», «Позитивное Большую роль в реализации КВД играет классный руководитель. Именно классный руководитель – педагог, на деятельности которого строится вся работа в школе. Только классный руководитель, зная психологические особенности своего классного коллектива может грамотно и интересно построить работу. Положительным моментом в работе классного руководителя можно считать преемственность, в школе нет практики частой смены классных руководителей. Коллектив классных руководителей – люди опытные, в основной свое массе трудолюбивые, исполнительные. В новом учебном году два молодых классных руководителя Долженкова Е.И., Прокудина Е.В.

Диагностика показывает, что практически все классные руководители умеют спланировать воспитательную работу, знают детскую психологию, стремятся сделать жизнь в классе интересной, умеют организовать индивидуальную работу с учащимися и их родителями, знают взаимоотношения учеников в классе, но по-прежнему трудность составляет выбор форм воспитательной работы и ведение школьной документации. Не все классные руководители и не всегда вовремя сдают необходимые анализы и отчеты (низкая исполнительская дисциплина), а также формально ведут школьную документацию.

В школе для классных руководителей заместителем директора по ВР Золототрубовой подготовлены методические рекомендации по ведению плана воспитательной работы. План ВР – один из основных документов классного руководителя. Положительным моментом можно считать тот факт, что в течение двух последних лет классный час внесен в сетку расписания и четко проводится классными руководителями.

Надо отметить, что только с выбором форм проведения классных часов возникают трудности – педагоги ограничиваются в основном беседами в течение четверти, чаепитиями в конце четверти, не всегда привлекают к проведению классных часов детей.

В 5а (Колтакова Г.Н.), в 7б (Пустовар Л.М.), 8в (Борякова С.Н.), 9а (Строкова Н.И) классные часы распределены между учащимися.

Практически все классные руководители ставят своей основной задачей формирование сплоченного детского коллектива, а также способствуют созданию актива класса. И в некоторых классах активы по-настоящему являются организаторами всех классных дел, при этом классный руководитель выполняет роль наблюдателя и в нужный момент оказывает помощь и поддержку своим ученикам. Особенно отличаются активы таких классов, как 6в (Князева Т.И), 5а (Колтакова Г.Н.), 7б (Пустовар Л.М), 8в (Борякова С.Н.), 8а(Поликарова В.Б), 9а (Строкова Н.И), 9г (Шитикова И.М), 10б (Пригородова Н.В.), 11а (Корчагина Л.В.), 11б (Золототрубова С.В.).

В течение учебного года работало методическое объединение классных руководителей, где обсуждались важные вопросы воспитания: «Документация классного руководителя», «Проектные технологии в воспитательном процессе», «Организация патриотической работы», «Профилактика асоциальных явлений» и др..

Материалы из опыта работы классных руководителей по патриотическому воспитанию, краеведческой работы были обобщены в сборниках. Помещены разработки следующих классных руководителей: Самсоновой Л.И, Мартыновской Р.Е., Шевцовой Т.Н., Башмаковой Т.Я, Ивентьевой О.П., Васильевой И.Н., Пустовар Л.М., Скоркиной О.А., Поликаровой В.Б, Боряковой С.Н, Сафоновой Н.Я, Золототрубовой С.В., Астанина В.М..Сборник стал победителем областного конкурса методических материалов «В помошь организаторам туристско-экскурсионной и краеведческой работы с обучающимися».

Совместно с кафедрой воспитательных технологий ВОИПКиПРО классные руководиели участвовали в мониторинге эффективности реализации Концепции воспитательной деятельности на территории Воронежской области 2006-2011гг.

В новом учебном году необходимо провести методический фестиваль « Самый классный», дабы выявить интересные формы работы классных руководителей.

В течение учебного года осуществлялся контроль за воспитательным процессом.

Изучалось ведение школьной документации – ведение планов воспитательной работы классного руководителя, журналов кружковой работы; организация дополнительного образования; работа по профилактике асоциальных явлений; организация каникулярной занятости учащихся; организация проектной деятельности учащихся; мониторинг воспитанности учащихся; летняя занятость детей. Объектом контроля являются классные руководители, ПДО, классные коллективы. Методы контроля – анализ планов, посещение занятий, анкетирование, наблюдение и др..Итоги контроля за воспитательной деятельностью обсуждались на методических объединениях классных руководителей, совещаниях при директоре.

Анализируя, как организовано в школе дополнительное образование, приходим к выводу, что из 27 школьных часов на дополнительное образование часы распределены между Рыжковой Е.Д. («Бусинка»), Васильевой И.Н. («Домисолька»), Беляевой С.В. («Рукоделие»), Гусевой Л.Д («Поиск»), Артемьевой Л.А. («Книголюб»), Донской Е.П. («Карамель»), Науменко Е.Н. («Современные танцы»), а также в школе есть ставка ПДО Степановой И.К., которая занимается работой театральной студии «Апельсин». В школьном дополнительном образовании занято около 20-25% учащихся (это стабильное количество детей в школьных кружках), тем более, что многие дети заняты в нескольких кружках и секциях в других ОУ, УДОД, ДЮСШ и т.д. Все ПЛО школы имеют расписание занятий, тематическое планирование, ведут журналы. Отметим, что в последние годы «трудные» учащиеся не занимаются в кружках и секциях по необъяснимым причинам.

Занятость учащихся МОУ СОШ №13 в системе дополнительного образования детей в 2009-2010 уч.году




Каникулярная занятость учащихся – важный пункт контроля за деятельностью классного руководителя. В период каникул работает библиотека, актовый и спортивный зал, проводятся мероприятия, рейд «Подросток», работают кружки и секции по отдельному скорректированному плану, ученики участвуют в районных спортивных мероприятиях, идет подготовка к различного рода мероприятиям. На зимних каникулах ученики школы стали участниками традиционной районной елки в цирке (около 200 человек). Ученик старших классов выполняют работы по благоустройству школьной и пришкольной территории.

Большую помощь в организации каникул оказывает КМЖ «Эврика» (педагог-организатор Будрик О.В.) ЦРТДЮ Ленинского района города Воронежа. Так в течение осенних каникул (хотя уже начинался карантин по гриппу) ученики стали участниками следующих мероприятий : «Дом наших отношений» (6а, Титова Ж.Ю.), В гостях у Берендея (5а, Колтакова Г.Н.), «Изумрудный остров» (7 «В», Скоркина О.А.), «Художники о весне» (5 «Б», Долженкова Е.И.), «Сказочный калейдоскоп» (6 «В», Князева Т.И.), «Семейная мастерская» (5 «В», Прокудина Е.В.).

Ежегодно изучается занятость учащихся в летнее время. Предварительно проводятся родительские собрания, где родители информируются о возможных формах занятости детей в школе, а также помощь оказывает отдел по работе с молодежью – выделение бесплатных путевок детям из семей ТЖС, одаренным детям. Анализ летней занятости детей проводится на основе анкет, заполненных классными руководителями со слов родителей.

Проведение летней оздоровительной кампании в 2009-2010 учебном году




Здесь все же необходимо более настойчиво информировать родителей о различных формах оздоровления детей, где-то даже заставлять оформить документы. Эту работу необходимо выполнять зам.директора, соц.педагогу и классному руководителю совместно.

В течение учебного года традиционно педагогический коллектив проводит работу с родительской общественностью. Организуется педагогическое их просвещение по различным вопросам воспитания заинтересованными специалистами школы(Администрация, социальный педагог, психолог, библиотекарь), а также со стороны (это преподаватели вузов и техникумов, врачи, работники Росстраха). Родители посещают родительские собрания, участвуют в решении важных проблем школы. Надо сказать, что родители адекватно относятся к просьбам и инициативам школы, готовы оказать посильную помощь(не только финансовую), посещают школьные мероприятия. В новом учебном году работа будет продолжена.

Таким образом, проведенный анализ показал, что педагогический коллектив успешно справился с поставленными задачами. То, что школа давно и успешно работает по патриотическому воспитанию учащихся, привело к созданию на базе школы стажерской площадки ВОИПКиКРО совместно с кафедрой воспитательных технологий, разработана программа НИР и ЭР по теме «Интегративные методы реализации учебно-воспитательного процесса в системе деятельности школьного музея по патриотическому воспитанию». Все это приводит к тому, что в новом учебном году необходимо изменить воспитательную проблему школы и направить деятельность на успешную реализацию 1 этапа экспериментальной работы – исследовательско-подготовительного. Кроме того, систематизировать деятельность педагогического коллектива по профилактике асоциальных явлений, а также совершенствовать работу по дополнительному образованию, привлечь больше заинтересованных специалистов в стены школы, по работе школьного самоуправления

Hosted by uCoz