Бунин и Пушкин

Учитель: Белоусова С.О.


  • Бунин и Пушкин. Проблема творческих связей.
  • План урока. Мифы североамериканских индейцев. Поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Перевод И. Бунина.
  • План урока. Рассказ «Цифры» И. А. Бунина.
  • План урока. И. А. Бунин. «Косцы».
  • Викторина для одиннадцатого класса. И.А. Бунин.
  • Развернутый план урока. И. А. Бунин. «Легкое дыхание».
  • Развернутый план урока. И. А. Бунин. «Чистый понедельник».

    Бунин и Пушкин. Проблема творческих связей.

    Бунин - продолжатель пушкинских традиций. Он неоднократный лауреат Пушкинской премии (1903, 1909 ,1915), в1911награжден золотой медалью имени А. С. Пушкина.

    С юности ему хотелось быть не кем-нибудь, а «вторым Пушкиным», он испытывал страстное желание «написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, свободное, стройное».

    Сам Бунин признавался, что подражал Пушкину, как и все, «даже в почерке» . В своих юношеских стихах он цитирует великого поэта, например, стихотворение «Один стою я в поле над межой» заканчивается цитатой из стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»:

    Но не могу забыть лишь одного -
    Мне ревность сердце тихо, тихо гложет,
    И «сердце вновь горит и любит оттого,
    Что не любить оно не может».

    Бунинские стихи полны заимствованиями из стихов А. С. Пушкина.

    Одно из первых стихотворений Бунина начинается со строк:

    То было чудное мгновение …

    В нем легко обнаруживаются мотивы пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновение». На пути овладения поэтическим языком предшествующей эпохи Бунин постоянно прибегает к заимствованиям. В высшей степени характерно в этом плане стихотворение «Над могилой Надсона»:

    В Крыму, где ярки неба своды,
    Он молодые кончил годы,
    И скрылись в урне гробовой
    Его талант могучий, сильный,
    И жар души любвеобильный .

    стихотворения А. С. Пушкина «Для берегов отчизны дальней»:

    Но там, увы, где неба своды
    Сияют в блеске голубом,…
    Твоя краса, твои страданья
    Исчезли в урне гробовой…

    Когда прошла пора ученичества и подражания Бунин пишет стихотворение «Подражание А. С. Пушкину», стилизованное в духе пушкинской поэзии. Иван Алексеевич использует в этом стихотворении неравностопный ямб – любимый пушкинский стихотворный размер, перекрестную рифму. Оно состоит из трех строф, четверостиший. Подобная строфика присуща многим стихотворениям Пушкина. Таков его «Узник» («Сижу за решеткой …»). Обращает на себя внимание использование Буниным в первой строфе «Подражания…» частотной пушкинской рифмы «забавы- дубравы»:

    От праздности и лжи, от суетных забав
    Я одинок бежал в края мои родные,
    Я странником вступил под сень моих дубрав,
    Под их навесы вековые.

    Сравните у Пушкина:

    В тени хранительной дубравы
    Он разделял ее забавы.

    Лексический состав «Подражания …» вполне соответствует словоупотреблению самого классика, в чем легко убедиться, сверившись с данными « Словаря языка Пушкина» (М.,1957,т. 1-4). Бунин, обращаясь к пушкинскому словоупотреблению, использует его творчески. А.С. Пушкин часто употреблял эпитет « суетный». У него находим и «суетную молву» , и «суетные оковы» . Таким же частотным у Пушкина было слово «забавы». Они у него были, «младенческие» , «юные» , «лицейские» , «легкокрылые» . У Бунина происходит соединение этих двух частототных слов для пушкинской поэзии, и появляются «суетные забавы». Бунинский стих «юный блеск очей, и юную отвагу» перекликается с пушкинским «блеск очей небесный» и «отвага юных дней» . У Бунина словосочетание «юный блеск очей» получает выразительно уточняющее инверсионное определение.

    Таким образом, в «Подражании Пушкину» отсутствует конкретная связь с каким – либо определенным стихотворением Пушкина» . Это стилизация.

    С тех пор Бунин пишет стихи, переполненные пушкинской радостью жизни:

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный…

    Можно согласиться с литературоведом Касторским С., который считает, что поэма Бунина «Листопад» начинается блистательной вариацией на тему знаменитой пушкинской «Осени».

    В стихотворениях Бунина «Дикий лавр, и плющ, и роза», «Монастыри в предгориях глухих», «Помпея! Сколько раз я приходил», посвященных Италии, нет заимствований из лирики Пушкина. В Италию стремился Пушкин, но побывал там Бунин, и он попытался по–пушкински светло и радостно рассказать о красоте древней Авзонии.

    По мнению Марковича, «чувство родства Пушкину с особой отчетливостью проступает в стихотворении Бунина «Игроки» , которое является, с точки зрения исследователя, эпилогом « Евгения Онегина»:

    Задумчивая женщина прижала
    Платок к губам, у мерзлого окна
    Сидит она и спокойна и бледна,
    Взор устремив на тусклый сумрак зала
    На одного из штатских игроков,
    И чувствует он тьму ее зрачков …

    Я. Маркович видит в этой фигуре, уединившейся у окна, образ пушкинской Татьяны, ведь «задумчивость ее подруга от самых колыбельных дней», и очень часто в романе «у окна сидит она». Так же легко узнать по облику и речам героя (сколько язвительной иронии в его короткой реплике):

    И в картах и любви мне не везет,
    А вы счастливый муж,
    Вас ждет жена …

    Может показаться, что Бунин неправомерно дарит Онегину - Стоцкому счастье духовной близости с возлюбленной (« и чувствует он тьму ее зрачков»), но в « Игроках» есть мотивировка этой близости – у него «на руке кольцо». Теперь он и она уравнялись в их общей драме. Бунин воспринял пушкинские идеи, образы, конфликты и с тонким изяществом воссоздал «всю эту ветошь маскарада», что, однако, не снижает самостоятельной ценности «Игроков».

    Таким образом, Бунин на протяжении своего творчества усвоил не только язык, стиль, жанры, образы, идеи поэзии пушкинской эпохи, но и, прежде всего, строй чувств Пушкина.


    Мифы североамериканских индейцев. Поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Перевод И. Бунина.

    Вопросы на выявление восприятия.

  • К мифам или к легендам можно отнести это сказание?
  • Интересен ли вам сюжет сказания?

    Основные вопросы.

  • Какой смысл вложен автором в сцены борьбы Гайаваты с Мондамином?

    Деятельность на уроке.

  • Слово о поэте Г. Лонгфелло и о переводе И. А. Бунина. Комментированное чтение.
  • Словарная работа: пост, искус, ропот, вигвам.
  • Аналитическое перечитывание главы. Что бы вы ответили на вопросы Гайаваты?
  • Почему имя Гайавата священно для индейского народа?
  • Письменная работа: выполнение задания учебника «Для самостоятельной работы».


    Рассказ «Цифры» И. А. Бунина.

    Краткое сообщение о писателе. Наблюдения писателя над явлениями жизни и характерами героев. Психологизм и искренность в разработке характеров их описания

    Вопросы на выявление восприятия.

  • Интересно ли было читать рассказ? Можно ли назвать исключительным эпизод, ставший основой рассказа?
  • Кому вы сочувствуете, читая рассказ?
  • Что в его основе – событие или состояние людей?

    Основные вопросы.

  • Как автор относится к своим героям?
  • Какой след оставила эта история в душе мальчика?

    Деятельность на уроке

  • Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника о писателе и ответ на вопрос после текста статьи.
  • Комментированное чтение рассказа “Цифры». Беседа о впечатлениях после чтения рассказа.
  • Анализ композиции рассказа: от чьего лица ведется рассказ?
  • Совпадает ли время, когда произошла история с цифрами, со временем рассказа об этом случае?
  • Чем именно ссора, описанная в рассказе, так запомнилась рассказчику, что он вспоминает о ней спустя годы? Выполнение заданий 1-3..
  • Аналитическое перечитывание, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка: что привело к ссоре и можно ли было ее избежать? Как понимать слова дяди: «Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая пленяла тебя весь день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня?»
  • О каких чувствах дяди и племянника поведал нам рассказчик? На чьей вы стороне? Как переживали дядя и племянник ссору, как восприняли они примирение?
  • Письменный ответ: какие же мысли пробуждает рассказ об обычной ссоре взрослых с ребенком?
  • Чтение учителем лирического отступления к главе 6.Сопоставление раздумий автора с размышлениями учащихся: что мешает людям быть счастливыми?
  • Чтение финала рассказа. Можно ли считать, что подобных ссор никогда больше не произойдет в семье?
  • Чтение высказываний К. Г. Паустовского о прозе Бунина. И
  • Чтение фрагмента рассказа, подтверждающего мысль Паустовского, что « язык Бунина…прост и выразителен».
  • Домашнее задание.
  • Прочитать рассказ И. А. Бунина «Лапти». Написать отзыв о рассказе.


    И. А. Бунин. «Косцы».

    Краткий рассказ о писателе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом народа, его песнями и сказками.

    Вопросы на выявление восприятия.

  • Согласны ли вы со словами писателя: «Все мы были дети своей родины …и всем нам было хорошо …без ясного понимания своих чувств, ибо их не надо понимать, когда они есть?»

    Основные вопросы.

  • Что роднит стихотворения о родной природе с этим рассказом Бунина?

    Деятельность на уроке.

  • Беседа о личности и творчестве И.А. Бунина.
  • Чтение учащимися статьи «Происхождение моих рассказов» в учебнике.
  • Чтение учителем рассказа «Косцы» - возможно, под тихую мелодию русской песни. Выполнение задания 4 учебника.
  • Устный развернутый ответ на вопрос: как эпиграф к изучаемому разделу связан с рассказом И.А. Бунина.


    Викторина для одиннадцатого класса. И.А. Бунин.

    1. Кроме Бунина в его роду были другие писатели. Знаете ли вы их? Назовите.
    2. В каком городе родился Бунин?
    3. Знаете ли вы земляков-писателей Бунина?
    4. В каком городе учился Бунин?
    5. В какой повести Бунин воспроизвел хронику своего рода?
    6. Участником какой войны был отец Бунина?
    7. Кто из ближайших родственников существенно повлиял на юного Бунина и даже помог ему получить гимназическое образование?
    8. Какой иностранный язык Бунин выучил самостоятельно?
    9. Какую поэму Лонгфелло он перевел на русский язык?
    10. Как зовут героя переведенной Буниным поэмы, который призывает своих сородичей прекратить распри и войны?
    11. В каком городе и в каком году вышел первый сборник стихов Бунина?
    12. « Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный…»
    Назовите поэму Бунина, которая Начинается с этих строк.
    13. С какими стихами какого поэта перекликаются эти строчки Бунина: «Гуси длинным караваном// Над лесом держат перелет»?
    14. Откуда взял Бунин этот эпиграф к своему стихотворению: «Что ми шумить, что ми звенить далече рано перед зорями?»
    15. « Густой зеленый ельник у дороги…» Продолжите строки.
    16. Кому уподоблена мать у Бунина, бредущая сотни верст навстречу своему «спокойному и нахальному сыну»?
    17. Кто в бунинском стихотворении «черный бархатный», «заунывно гудящий певучей струной»?
    18. В каком бунинском стихотворении возникает лермонтовский образ паруса: «Утопает парус в море»?
    19.Кому бездомный скиталец, эмигрант Бунин завидует, что у него «есть гнездо»?
    20. Какой литературной премии удостоили Бунина в начале творчества и какой в зрелом периоде?
    21. Первая же фраза бунинского рассказа «Вспоминается мне ранняя погожая осень,»-настраивает читателей на мотив воспоминаний. О каком рассказе идет речь?
    22. Как называется пароход в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
    23.К какому рассказу автор взял вначале эпиграф из Апокалипсиса: «Горе, тебе Вавилон, город крепкий!», но в последнем издании снял его?
    24. Название какого рассказа Бунина символизирует беспечную радость?
    25. Как озаглавил Бунин свой дневник 1917-1918 годов?
    26. В основу какого бунинского рассказа положена встреча двух людей, когда-то влюбленных друг друга? У каких русских поэтов вы встречали стихи на схожий сюжет?
    27.У Бунина есть роман «Жизнь Арсеньева». В роду какого русского писателя была эта фамилия?
    28. Что обозначает название рассказа «Чистый понедельник»?

    Ответы:

    1.Анна Бунина, В. Жуковский-сын А. И. Бунина от пленной турчанки.
    2.Воронеж.
    3.Кольцов, Никитин.
    4.Елец.
    5. «Суходол».
    6. Крымская война.
    7. Старший брат Юлий.
    8. Английский.
    9. «Песнь о Гайавате».
    10.Орел,1891.
    11.Гайавата.
    12. «Листопад».
    13. Со стихами Пушкина: «Гусей крикливых караван».
    14. Из «Слова о полку Игореве».
    15. «Глубокие пушистые снега».
    16. Родине.
    17. Шмель
    18. «Песня» (« Я - простая девка на Босфоре»).
    19. Завидует « птице»:
    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
    Как бьется сердце горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, чужой, наемный дом
    С своей уж ветхою котомкой!
    20. В 1903 году Бунину была присуждена Пушкинская премия, 1909 отмечен второй Пушкинской премии и избран почетным академиком РАН. В 1933 году удостоен Нобелевской премии.
    21. «Антоновские яблоки».
    22. «Атлантида».
    23. «Господин из Сан-Франциско».
    24. «Легкое дыхание».
    25. «Окаянные дни».
    26.«Темные аллеи». Сходный сюжет имеется в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение», Ф. И. Тютчева «Я встретил вас».
    27 . Арсеньевы – предки Лермонтова по материнской линии.
    28 .Чистый понедельник – первый день Великого поста.


    И. А. Бунин. «Легкое дыхание».

    Цель урока: показать своеобразие рассказа, новизну в изображении психологического состояния человека.

    Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

    Ход урока.

    Слово учителя. Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением, что это стихийная сила трагедийна в своей основе, так как переворачивает, резко меняет жизнь.

    Выразительное чтение начала рассказа. «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый… В самый же крест вделан довольно большой бронзовый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

    Какое ощущение у вас складывается при чтении начала рассказа? Впечатление от рассказа двойственное. По мнению учащихся, Оля Мещерская – это ничем не замечательная, не имеющая смысла жизни провинциальная гимназистка, которую жаль, но впечатление от рассказа и грустное, и светлое.

    С каким стихотворением И. Бунина перекликается рассказ?

    Свет незакатный.
    Там, в полях, на погосте,
    В роще старых берез,
    Не могилы, не кости-
    Царство радостных грез.
    Летний ветер мотает
    Зелень длинных ветвей -
    И ко мне долетает
    Свет улыбки твоей.
    Не плита, не Распятье –
    Предо мной до сих пор
    Институтское платье
    И сияющий взор.
    Разве ты одинока?
    Разве ты не со мной
    В нашем прошлом, далеком,
    Где и я был иной?
    В мире круга земного,
    Настоящего дня,
    Молодого, былого
    Нет давно и меня!

    Основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность лирического дара с эпическим. Проза Бунина – это проза поэта. Грустью овеяны, как рассказ, последние строки стихотворения.

    Как построен рассказ? Композиция рассказа кольцевая: Бунин начинает и завершает произведение с описания кладбища и креста. Композиция подчинена раскрытию драматизма жизни героини. Смешение планов, от прошлого к настоящему. Каждый эпизод – этап в жизни Мещерской, ее взросления, ее падения и гибели.

    К каким формам обращается автор для характеристики образа Оли? Во-первых, литературный пейзаж, во-вторых, портретная характеристика, в-третьих, повествование о детстве и беззаботной юности, о событиях в кабинете начальницы, где Оля признается в своей связи с Малютиным, о событиях на вокзале, где девушка погибает от рук казачьего офицера, в- четвертых, дневниковые записи о ее близости с Малютиным, в-пятых, прямая речь, в-шестых, авторские отступления.

    Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере? Несколько раз в тексте упоминаются глаза героини: «радостные, поразительно живые», «ясный блеск глаз», «сияя глазами», «глаза так бессмертно сияют», «чистый взгляд». Обаяние Оли действует на всех, оно искреннее, естественное, потому «никого так не любили младшие классы, как ее». «Детское» в героине говорит о ее внутренней чистоте, непосредственности.

    Есть ли в рассказе нравственный суд над Олей? Судя по бульварной беллетристике, которая находилась в шкафах Мещерского, она не получила нужного духовного развития. Времяпрепровждение гимназисток - гулянье, балы, катанье на коньках – мало что давало для их нравственного развития.
    Первенствовать на балах и на катке, испытывать терпение молодых людей, играть на пианино, гулять в саду – вот ее счастье. Вот что она занесла в свой дневник: «…у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никогда!» Появление Малютина рушит гармонию в душе Оли. Она была потрясена: «…я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…» Но одна непоправимая ошибка повлекла за собой другую: связь с казачьим офицером, затем разрыв в оскорбительной для него форме, предоставление ему своего дневника. Это уже непозволительная распущенность.
    Писатель обнажил причины несостоявшейся жизни Мещерской. Это – бездуховность.

    Почему в конце рассказа появляется образ классной дамы и рассказывается история ее жизни? Образ классной дамы обнажает духовное убожество, царящее в уездном городе. Вначале она посвятила свою жизнь своему брату, после его смерти она убедила себя, что она «идейная труженица», после гибели Оли дама посвятила себя исступленному служению ее памяти. Эта одинокая женщина вызывает у читателя сочувствие к себе как человеку, не нашедшему себя в жизни.

    Какова роль финала рассказа (подслушанный разговор Оли с подругой) и его заключительной фразы? Это воспоминание классной дамы о подслушанном ею когда – то раз говоре Оли Мещерской с подругой о женской красоте, в которой самое главное – « легкое дыхание». Мы как будто слышим сам вздох Оли: «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю,- ведь, правда, есть?» Читая заключительные слова автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», - читатель понимает, что красота вечна.

    В чем символика выражения «легкое дыхание»? И. Бунин объяснял, что «его всегда влекло изображение женщины, доведенной до предела своей «утробной сущности»…Такая наивность и легкость во всем: и в дерзости, и в смерти и есть «легкое дыханье», недуманье».
    Человек ответственен за то, как складывается жизнь. Он во многом творец своей судьбы. Но в рассказе таится другой, глубинный смысл. Мир, изображенный писателем, враждебен красоте. Надругался над Олей Малютин, недоброжелательна к ней начальница гимназии, одергивала ее своими наставлениями классная дама, распорядился жизнью ее казачий офицер. «Страшный мир» враждебен красоте и своей пошлостью и грязью губит все красивое.

    Домашнее задание: прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» и ответить на вопрос: почему рассказ так называется?

    И. А. Бунин. «Чистый понедельник».

    Цель урока: показать своеобразие стиля Бунина на примере рассказа «Чистый понедельник», особенности временной организации рассказа, своеобразие бунинского психологизма.

    Методические приемы: аналитическое чтение, беседа. Оборудование урока. Изображение храма Христа Спасителя, Архангельского собора, Новодевичьего монастыря, Зачатьевского монастыря, Чудова монастыря, Иверской церкви, Марфо-Мариинской обители, иконы Богородицы Троеручицы

    Ход урока.

    Слово учителя. Рассказ был написан Буниным в 1944 году в Париже. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – вот некоторые характерные черты таланта писателя.

    О чем этот рассказ? Этот рассказ о любви, о счастье, которое было так близко, так возможно, о том, что момент наивысшего счастья для героини оказывается самым мучительным в жизни, о проблеме выбора между духовной жизнью и мирской.

    Где происходит действие рассказа? Действие происходит в Москве в ресторанах «Прага», «Метрополь», «Стрельня», у храма Христа Спасителя, на Рогожском кладбище, в трактире Егорова, на театральном капустнике в МХАТе, в Архангельском соборе, в Марфо – Мариинской обители. «Маршрут» героев говорит о споре в душе героини между временной жизнью на земле и вечной, между жизнью плоти и жизнью духа.

    Каков портрет героев? «Мы оба были богаты; здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами»,- рассказывает рассказчик.
    Ее мы видим глазами влюбленного рассказчика: «…смугло – янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза», «…гляжу на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой – то слегка пряный запах ее волос». Потом он ее увидел «в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботинках ». Герой удивился: «Все черное!» Какова роль цвета в портретной характеристике героини?
    Ослепленный своей любовью, герой не понимает и не пытается понять, какая внутренняя работа совершается в душе его возлюбленной. «Это вы меня не знаете», - замечает героиня. Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты «бархатный», «янтарный» не проясняют психологического состояния героини, наоборот, подчеркивают ее таинственность. «Она была загадочна, странна для меня», - признается герой.
    Вся жизнь героини соткана из необъяснимых противоречий, метаний. Герой – повествователь лишен способности проникновения в тайну бытия, он не ощущает тех таинственных сил, которые управляют ее судьбой. Он любуется ею, когда видит на ней «гранатовый бархат платья». Гранатовый цвет -страсти, цвет чувственнной любви. Увидев ее в черном, он только поражается, не поняв, что героиня уже приняла решение уйти в монастырь. Черный цвет – цвет смирения, кротости, ухода от мирской жизни.

    Что знает рассказчик о ее происхождении? Ее отец, «просвещенный человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что – то, как все такие купцы, собирал».

    Что знает рассказчик о ее нынешних занятиях? « …она зачем - то училась на курсах».

    Что герой знает о ее увлечениях? «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины, за городом»,- -замечает рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все – таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги…она всегда прочитывала, шоколаду съедала целую коробку, за обедом и ужином ела не меньше меня…» Она, казалось, с одинаковым интересом посещает и кабаки, и монастыри. Она цитирует сказание о князе Павле и его жене, о святых Петре и Февронии, и в то же время над ее диваном «зачем –то висел портрет босого Толстого», читает Андреева, Брюсова, слушает лекции Андрея Белого, концерты Шаляпина.

    Какова роль времени в рассказе? Знают ли герои, что их ждет? Настоящее в рассказе наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение сиюминутности происходящего.
    Будущее неясно, так как человек, по мысли Бунина, не властен над своей судьбой: « …она раз и навсегда отвела разговоры о нашем будущем».
    Вечное в рассказе светло и прекрасно. От древних церквей и монастырей веет просветленностью покоем.

    Что ищет героиня? Героиня не ищет земного счастья, ибо заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.

    Понимает ли герой героиню? Герой не замечал ее слов, которые намекали на то, что должно произойти. Он не вдумывается в смысл фразы: «Во всяком случае, вы у меня первый и последний». Он не придает значения словам героини: «Нет, в жены я не гожусь». Он не обращает внимания на то, что она говорит о монашестве в трактире Егорова: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» Сам герой говорит о своих отношениях с возлюбленной: «Странная любовь!»

    Какова роль художественной детали в рассказе в раскрытии противостояния двух основных мотивов – временного и вечного? «Громада Христа Спасителя, в золотом куполе», бой часов на Спасской башне, звучание хоров, поющих «в унисон и не по нотам, а по «крюкам», «белый возду?х» (покров для церковных сосудов), рипиды (укрепленные на древке лучистый круги из золота с изображением серафима), трикирии (ручные светильники с ячейками для свечей), «золотая парча» - символы вечности. «Расстегаи с налимьей ухой, розовые рябчики», «стопки блинов, залитых маслом и сметаной»,- символы временного, земного мира.
    Каждая деталь в рассказе самоценна, содержит символический смысл.

    Какова картина мира в рассказе? В первом же предложении рассказа дано противопоставление: «день темнел» - «витрины освещались», «холодно зажигался газ в фонарях» - «тепло освещались витрины». Но пейзажная зарисовка («…с шипением сыпались …зеленые звезды») гамонизирует изображенную картину. Мир в рассказах Бунина внутренне противоречив и одновременно гармоничен. Таков же и человек, являющийся его частицей.

    Как Бунин раскрывает внутренний мир героев? Не случайно состояние души Бунин изображает с помощью антитезы: «все это держало в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании - и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенном возле нее», «все та же мука и все то же счастье», «красота и ужас», «горестно и умиленно». Иногда - с помощью оксюморона: « в восторженном отчаянии»,
    Движения души бунинских героев не подается логическому объяснению. Персонажи не властны над собою. В связи с этим интересно пристрастие Бунина к безличным глагольным конструкциям в описаниях состояний человека. «Почему – то захотелось непременно войти туда»,- свидетельствует повествователь, рассказывая о посещении Марфо – Мариинской обители, где он в последний раз видит возлюбленную.
    Жизни души в изображении Бунина неподвластна разуму, неизъяснима.
    Быть может, в этом «противоречивом единстве» и состоит важнейшая загадка человека, воплощенная в образе героини, одновременно возвышенной и чувственной.

    Почему рассказ называется «Чистый понедельник»? Центральные события рассказа приходятся на Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. В Прощеное воскресенье люди просят прощенье и прощают обиды. Героиня уступает желаниям героя и дарит ему миг наслажденья, уходит от мирской жизни в мир чистого духа. В Чистый понедельник, первый день поста, она уходит в Марфо-Мариинскую обитель, в церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церквях сиротах, о раненых в Первую мировую войну. Герой, пройдя через страдания, связанные с расставанием с любимой, начинает испытывать на себе влияние божественных сил, которых не замечал раньше. Страдание привело его сначала в Иверскую церковь, а потом в Марфо-Мариинскую обитель. И он увидел ее в белом одеянии с огоньком свечи у лица, и она «устремила взгляд темных глаз в темноту», будто как раз на него. Последняя встреча не вызывает в нем желания вернуть утраченное, не пробуждает прежних страстей, а завершается его смиренным уходом.

    Дополнительный материал. Икона Божией Матери «Троеручицы».

    В восьмом веке в Византии истреблялись иконы, иконописцы преследовались. В защиту иконописцев выступил преп. Иоанн Дамаскин, бывший в то время министром при дворе халифа в Дамаске. Это вызвало гнев императора – иконоборца ЛьваИсавра, который обвинил Дамаскина в измене халифу. Халиф поверил этому и приказал отсечь преподобному руку. Когда гнев властителя утих, Иоанн выпросил у него отрубленную руку, приложил к суставу и обратился с горячей молитвой к Божией Матери. Молитва была услышана, и рука исцелена. Преподобный Иоанн оставил двор халифа и ушел в Иерусалим, взяв с собой чудотворную икону. Он поступил в лавру Саввы Освященного. В память о свершившемся чуде сделал из серебра ризу и приложил ее к иконе, отчего та и получила название «Троеручица».
    В тринадцатом веке святитель Савва Сербский перенес эту икону в Сербию.
    В 1661 году список с иконы был преподнесен в дар Московскому патриарху Никону. Один из чтимых образов «Троеручицы» ныне находится в Успенском храме на Таганке

  • Hosted by uCoz