VIII педагогические чтения


Реализация основных особенностей системы развивающего обучения Л.В.Занкова в процессе обучения младших школьников истории


Учитель начальных классов МОУ СОШ № 13
Самсонова Людмила Ильинична


  1. Отличительной чертой системы развивающего обучения Занкова является ее направленность на общееразвитие ребенка как основу успешного усвоения знаний . Под общим развитием понимается разностороннее развитие психической деятельности: не только интеллекта, но воли и эмоциональной сферы личности. Таким образом, не только русский язык и математика, но и история, география, естествознание становятся предметами, заставляющими не просто запоминать и излагать, но наблюдать, рассуждать, сравнивать, классифицировать, группировать, выяснять закономерности, делать выводы и т.д. Кроме того, эти предметы зачастую повествуют о ярких и выразительных фактах и явлениях, способствуют творческому развитию детей, формируют эмоциональное восприятие событий, умение сопереживать.

  2. Большие воспитательные и образовательные возможности для формирования этих качеств у младших школьников имеются во внеклассной работе, в том числе - в работе кружков, клубов по интересам и т.п. Занятия в подобном историческом кружке, организованном в нашем классе и изучающем историю становления человека, служат формированию у школьников начальных знаний по истории.

  3. Преодавание истории в начальной школе является одним из путей достижения целей развивающего обучения. Этот предмет ориентирован на большие интеллектуальные возможности современного школьника, знакомт его с широким кругом знаний, позволяет раскрыть общую, целостную картину мира. В тоже время события делекой первобытной истории вызывают у детей яркие, живые впечатления. Эмоциональные же переживания способствуют лучшему усвоению знаний, интенсивной самостоятельной деятельности.

  4. В работе кружка используется произведение Д.Ангелова "Когда человека не было" - повесть-сказка о происхождении первых людей от обезьян. Книга знакомит школьников с основными событиями в истории наших предков: появлением одежды и жилья, земледелия, одомашнением диких животных, использованием огня, возникновением религии, искусством.

  5. Предъявление и усвоение материала происходит в форме беседы с учениками после прослушивания отрывка из произведения. Привлекаю не только это произведение, но и другие на эту же тему, энциклопедии, справочники, научно-популярные тексты. Рассказ сопровождаю фотографиями, иллюстрациями, таблицами, детскими рисунками.

  6. В ходе обучения сюжет сказки постоянно соотносится с реальными событиями первобытной истории. Полученные от прослушивания сказки знания перемежаются с точными, обобщенными историческими сведениями. Дети приобретают сознательное понимание этапов развития первобытного человека.

  7. Исторические знания о взаимоотношениях древнего человека с окружающим миром, изменениях его облика, об использовании орудий труда, особенностях питания, потребностях, а также обобщения, закономерности не предъявляются мной в готовом виде, а "добываются" самими детьми, систематизируются, осмысливаются ими в процессе поисковой деятельности.

  8. Широко использую личные знания учащихся, их наблюдения и суждения. Стимулирую оригинальные вопросы, поддерживаю дискуссию, поощряю их стремление выдвигать предположения, включать воображение, восстановить в памяти известные по другим предметам или источникам факты. В живом разговоре дети лучше уясняют непонятное, свободно выражают свои чувства.

  9. Введение новых знаний о каких-либо исторических явлениях, реалиях, понятиях сопровождаю введением новых слоев (терминов), обозначающих эти явления (например, первобытное человекообразное существо, род, каменный век, эволюция, цивилизация, орудие труда и т.п.). Оперирование терминами прививает школьникам навыки научной речи, учит общаться "на равных" со взрослыми и специальной литературой, способствую обогащению словарного запаса.

  10. Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Основой для развития речи на занятиях кружка является свобода в выражении своих мыслей, искренность высказываний детей. Стремясь сохранить эту искренность, непосредственность, я осуществляю решение отдельных задач развития речи (например, сплошной пересказ) таким образом, чтобы он естественно вписывался в ход занятия, был бы логичным продолжением беседы, непосредственным аргументом дискуссии.

  11. По наиболее важным пунктам (добывание огня, строительство жилищ, одомашнивание животных и др.) разработала наглядные пособия, содержащие не только познавательный материал, но и задания на развитие интеллекта, творческого воображения.

  12. Таким образом, преподавание курса "История становления человека" обогащает кругозор школьника, формирует научную картину мира, знакомит с некоторыми теоретическими понятиями, становится ступенью в изучении предмета истории в старших классах, формирует начала научного мышления. А также - решает важные задачи начального обучения (обучение слушанию, правильному ведению дискуссии, развитию речи); развивает воображение, творческую активность детей, оказывает на них эстетическое и нравственное воздействие.

Hosted by uCoz