КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2014 ГОДЫ»


  • Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области
  • Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
  • Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
  • Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
  • Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
  • Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям ее реализации
  • Предложения по объемам и источникам финансирования программы, предлагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках областной целевой программы, срок реализации и объемы их финансирования
  • Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
  • Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию программы
  • Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы
  • Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации программы
  • Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
  • Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы
  • Приложение к концепции долгосрочной областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы»


    I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области

    В Воронежской области проживают около 380 тысяч несовершеннолетних, из них более 40 процентов относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в обществе.

    Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.

    Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в структуре населения. Тенденция снижения доли детского населения в общей численности жителей Воронежской области в 2009 году сохранилась. Динамика изменения численности детей и их доли в общей численности населения Воронежской области в период 2006 - 2009 годов стабильно отрицательная. При этом, доля детского населения составляет только 16,9%, что ниже, чем по Российской Федерации - 19,6%, т.е. возрастная структура населения носит регрессивный характер. Общие показатели воспроизводства населения в области хуже, чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации.

    Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.

    В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, разработках механизмов, позволяющих сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Законом Воронежской области от 20.11.2007 № 114-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» среди прочих приоритетных направлений развития Воронежской области определено такое направление, как развитие человеческого потенциала Воронежской области. Реализация данного направления в сфере улучшения положения детей должна осуществляться через:

    - охрану и укрепление здоровья детей и подростков;
    - профилактику социального неблагополучия семей с детьми;
    - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

    Актуальность долгосрочной областной целевой программы «Дети Воронежской на 2011 - 2014 годы» (далее - программа), ее цели и задачи определяются, исходя из наличия не решенных проблем в ходе реализации областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2007-2010 годы». Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

    Содержание настоящей программы, как и прежде, ориентировано на улучшение положения детей, обеспечение их всестороннего развития, профилактику семейного неблагополучия и государственную поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми; направленность целей, задач и мероприятий программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями программы.

    Отличие предлагаемой программы от ранее действовавшей заключается в привлечении внебюджетных средств, реализации в рамках программы инновационных проектов по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проведения реабилитационных мероприятий не только для детей-инвалидов, но и для их семей, включении в программу мероприятия «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

    О значительных проблемах материнства и детства в Воронежской области свидетельствуют нестабильность семейно-брачных отношений, снижение числа многодетных семей, утрата ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, низкий уровень обеспечения прав детей на достойное развитие, охрану здоровья и образование. Стабильно высокой, на уровне до 5 -7 процентов, остается доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных несовершеннолетних, детей наиболее остро нуждающихся в поддержке государства.

    В истекшем году органами управления образованием муниципальных районов (городских округов), выполняющими функции в сфере опеки и попечительства, выявлено и принято на учет 1119 детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в области функционируют 35 интернатных учреждений, в которых воспитывается 3968 детей, в том числе 1286 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Показатель младенческой смертности за последние 5 лет снизился на 2,2% (с 10,2 % в 2004 году до 8,0 % по итогам 2009 года). Данный показатель ниже общероссийского показателя (8,5%). Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет увеличилась на 2,1% и составляет 1953,4 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 г. – 1914,4), что в некоторой степени связано с проведением диспансеризации детей 1-го года жизни и детей-сирот в соответствии со стандартами в рамках реализации нац.проекта «Здоровье». Первичная заболеваемость остается практически на прежнем уровне и составляет 1339,1 случаев на 1000 населения соответствующего возраста (2007 г. – 1343,7).

    Состояние здоровья детского населения Воронежской области непосредственно влияет на численность детей-инвалидов. Несмотря на некоторое сокращение в последние годы числа детей-инвалидов, их удельный вес по-прежнему составляет около 2 процентов от общей численности всех детей.

    В ходе решения вышеперечисленных проблем в рамках реализации областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2007-2010 годы» достигнут ряд положительных результатов, о чем свидетельствуют значения и динамика важнейших целевых показателей программы:

    Наименование показателя
    Ед.измерения
    2007 год
    2009 год
    Младенческая смертностьЧисло умерших в возрасте до 1 года на 1000 детей, родившихся живыми8,28,0
    Материнская смертностьЧисло умерших матерей на 100 000 детей, родившихся живыми23,113,4
    Удельный вес детей первой группы здоровья% от общей численности детского населения Воронежской области28,831,0
    Количество школьников-победителей международных, всероссийских, областных олимпиад и конкурсовЧел.13002400
    Доля детей, оставшихся без попечения родителей% от общей численности детей Воронежской области3,52,23
    Удельный вес детей получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних по отношению к общему числу безнадзорных и беспризорных детей% в общей численности безнадзорных детей, выявленных на территории Воронежской области62,0100,0
    Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей по отношению к общему числу детей% от общей численности детей Воронежской области0,810,78
    Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей по отношению к общему числу семей с детьми-инвалидами, нуждающимися в реабилитации ограниченными возможностями% от общего количества семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в реабилитационных услугах28,432,3
    Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями по отношению к общему числу детей-инвалидов% от общей численности детей-инвалидов, проживающих в области29,033,0


    При этом, остается не решенным ряд важнейших вопросов, направленных на реализацию целей и задач программы. Перечень предлагаемых программных мероприятий приведен в главе 7 концепции.

    III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

    Реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для улучшения положения детей в Воронежской области в период с 2001-го по 2009 годы способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления Воронежской области по решению острых проблем детей, сосредоточению финансовых ресурсов областного и федерального бюджетов на решении наиболее актуальных проблем детства. Новизна программы на период 2011-2014 годов состоит в следующем:

    - ориентированность мероприятий программы как на адресную поддержку детей, нуждающихся в помощи государства, так и на профилактику семейного неблагополучия, и в первую очередь, среди семей с детьми-инвалидами, приемных, патронатных семей, использовании измеряемых результатов достижения выбранных целей и задач программы, оцениваемых целевыми индикаторами;
    - привлечение к финансированию программных мероприятий внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
    - реализация новых проектов реабилитации детей с ограниченными возможностями и профилактики детской беспризорности и безнадзорности.
    - включение в программу мероприятия «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
    Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Воронежской области могут стать:
    - несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед государственными органами исполнительной власти Воронежской области;
    - неэффективное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных проблем улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития Воронежской области;
    - прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, отсутствие планируемых показателей дальнейшего снижения материнской, детской и младенческой смертности;
    - ухудшение условий социализации детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних;
    - увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;
    - снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит создать системный подход к оказанию им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.

    В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей.

    IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

    Решение целей и задач программы возможно по двум вариантам.

    1. Первый вариант - к реализации мероприятий программы помимо исполнительных органов государственной власти области ( департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования науки и молодежной политики Воронежской области) привлекаются органы местного самоуправления, общественные организации, заинтересованные федеральные структуры.

    Такой подход дает возможность обеспечить эффективное взаимодействие между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями в решении общих целей и задач программы.

    К наиболее серьезным рискам указанного варианта решения целей и задач программы можно отнести недостаточную гибкость и адаптируемость программы к изменениям в деятельности органов государственной власти, трудности с координацией работы и контролем за эффективностью реализации программных мероприятий, жесткую зависимость результатов реализации совместных проектов от объемов и порядка финансирования, избыточность административных процедур. К тому же, по оценкам, объемы финансирования программных мероприятий при данном варианте решения вопроса, увеличиваются в 5-8 раз и в данном случае составят от 769 659,0 до 1 135 454,0 тыс. руб., вместо 181 931,7 тыс. руб. запланированных.

    2. Второй вариант - программа реализуется тремя государственными заказчиками (департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области) и государственным заказчиком-координатором программы – департаментом труда и социального развития Воронежской области, по основным направлениям их деятельности. При этом, к реализации мероприятий программы привлекаются иные исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, внебюджетные фонды и др. в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере организации взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями. Это позволяет обеспечить эффективный контроль хода работ, оперативно вносить коррективы в программу в зависимости от результатов ее реализации. Объемы затрат на реализацию программных мероприятий в данном случае составят не более 181 931,7 тыс. руб. на весь период реализации программы , в том числе по годам:

    - 2011 год – 29 632,7 тыс. руб.;
    - 2012 год – 57 345,0 тыс. руб.;
    - 2013 год – 46 378,0 тыс. руб.;
    - 2014 год – 48 576,0 тыс. руб.

    К наиболее существенным рискам при этом можно отнести снижение темпов повышения качества государственного управления реализацией программных мероприятий, возможное противодействие (пассивность) при внедрении и использовании результатов реализации программы органами местного самоуправления, общественными организациями, федеральными структурами. Однако, минимизация этих рисков, как правило, достигается созданием совместных рабочих групп с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изданием соответствующих нормативных правовых актов правительства Воронежской области, заключением соглашений с общественными организациями и внебюджетными фондами.

    Учитывая вышеизложенное, наиболее реальным считаем второй вариант. Все дальнейшие расчеты произведены исходя из него.

    V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

    Программу предполагается реализовать в один этап. Сроки реализации программы 2011- 2014 годы. Планировать реализацию программы на более длительный период в связи с неустойчивостью тенденций развития мировой экономики, социально-экономического развития страны и региона считаем нецелесообразным.

    VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям ее реализации

    Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства.

    Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач:

    - укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития;
    - развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
    - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

    Эффективность реализации программных мероприятий будет оцениваться по степени достижения следующих целевых показателей:

    Значение целевого показателя
    Единица измерения
    Значения по годам
    2011 год
    2012 год
    2013 год
    2014 год
    Младенческая смертностьЧисло умерших в возрасте до 1 года на 1000 детей, родившихся живыми7,57,47,47,3
    Материнская смертностьЧисло умерших матерей на 100 000 детей, родившихся живыми16,015,515,515,4
    Удельный вес детей первой группы здоровья% от общей численности детского населения Воронежской области30,030,530,8 31,0
    Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно% от общей численности детского населения Воронежской области 18,518,418,318,2
    Доля детей, оставшихся без попечения родителей% от общей численности детей Воронежской области2,152,132,112,09
    Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей919293 94
    Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года 0,0 0,0 5,0 5,0
    Доля детей, включенных в систему выявления и поддержки одаренных детей % от общего количества детей школьного возраста 21 22 23,5 25,0
    Количество школьников-победителей международных, всероссийских, областных олимпиад и конкурсов Чел. 2400 2700 3000 3150
    Количество областных конкурсов, соревнований олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проводимых для выявления одаренных детей в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности Ед. 80 85 95 100
    Коэффициент обеспеченностями реабилитационными услугами безнадзорных и беспризорных детей Количество услуг из расчета на одного безнадзорного ребенка в год 1,28 1,28 1,28 1,28
    Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей по отношению к общему числу детей % от общей численности детей Воронежской области 0,75 0,74 0,73 0,72
    Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей по отношению к общему числу семей с детьми-инвалидами, нуждающимися в реабилитации ограниченными возможностями % от общего количества семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в реабилитационных услугах 34,3 34,9 35,5 36,1
    Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями по отношению к общему числу детей-инвалидов % от общей численности детей-инвалидов, проживающих в области 35,5 36,1 36,7 37,3


    VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы, предлагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках областной целевой программы, срок реализации и объемы их финансирования

    Финансирование программы предлагается осуществить за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предполагаемый затраты на реализацию программы на период 2011-2014 годов составляют 141 931,7 тыс. руб., в том числе:

    - федеральный бюджет – 36 374,0 тыс. руб.;
    - областной бюджет - 142 557,7 тыс. руб.;
    - внебюджетные средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по программе Фонда «Лига помощи» – 3000,0 тыс. руб.

    Объемы и источники финансирования программы с разбивкой по годам приведены в приложении к концепции.

    Программа реализуется в течение 2011-2014 годов в один этап и состоит из трех подпрограмм: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Последняя подпрограмма в свою очередь подразделяется на три направления «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами».

    В ходе реализации программы планируется выполнение следующих мероприятий.

    Подпрограмма «Здоровое поколение» (государственный заказчик департамент здравоохранения Воронежской области).

    Объем финансирования подпрограммы - 40 750,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 16 474,0 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 24 276,0 тыс. руб..

    В рамках программы предполагается:

    1. Продолжить укрепление материальной базы учреждений детства и родовспоможения:

    - Для ГУЗ «Областная детская клиническая больница №1» ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2», ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница №1» (областной родильный дом), МУЗ «Детская городская клиническая больница №1» приобретение реанимационного оборудования для новорожденных и детей 1-го года жизни .

    2. Приобретение наборов реактивов и тест-систем для проведения пренатального и неонатального скрининга врожденных пороков развития в ГУЗ «Воронежский областной клинический консультативный диагностический центр».

    Обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией продуктами лечебного питания.

    3. Издание методических рекомендаций , брошюр, информационных изданий для педагогических, медицинских работников, женщин репродуктивного возраста и детей дошкольного и школьного возраста по пропаганде здорового образа жизни;
    издание методических рекомендаций для педиатров, наркологов, медицинских работников школ, психологов, педагогов по организации профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, и обеспечение реализации данных мероприятий. Профилактика нездорового образа жизни у будущих матерей и подготовке к родам на базе женских консультаций.

    Подпрограмма «Одаренные дети» (государственные заказчики: департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области в части исполнения проекта «Дети без границ») .

    Общий объем финансирования подпрограммы – 6 432,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 658,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета – 5 774,3 тыс. рублей.

    Существующая система выявления и поддержки одаренных детей позволяет охватить около 20 процентов от общей численности детского населения школьного возраста. При этом в среднем по Российской Федерации доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью, составляет 25 процентов от общей численности детского населения.

    Факторами, сдерживающими дальнейшую работу по выявлению и развитию одаренных детей, являются недостаточное оснащение оборудованием экспериментальных площадок, внедряющих новые методики работы с одаренными детьми, отсутствие необходимого количества мастер-классов, специалистов, обладающих методиками оказания индивидуальной помощи детям, проявляющим способности в учебе.

    В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи планируется продолжить выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.

    Для этого в подпрограмме «Одаренные дети» предусмотрены следующие мероприятия:

    - обеспечение участия одаренных детей в областных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях, слетах, фестивалях, спортивных соревнованиях;
    - назначение стипендий правительства Воронежской области воспитанникам учреждений дополнительного образования детей - победителям областных конкурсов и соревнований по различным направлениям интеллектуальной и творческой деятельности;
    - разработка и издание методических сборников из опыта работы по развитию одаренности у детей;
    - целевая поддержка опытно-экспериментальных площадок и мастер-классов, создаваемых на базе образовательных учреждений;
    - реализация проекта «Дети без границ», предусматривающих обмен группами одаренных детей с зарубежными странами;
    - реализация комплекса мероприятий по поддержке государственных, муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, а также поощрению яркого педагогического опыта среди руководителей творческих коллективов, преподавателей образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования, подготовивших одаренных детей (предусмотрены конкурсы воспитательных систем образовательных учреждений (1 раз в два года); учреждений дополнительного образования (1 раз в два года); педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (1 раз в два года); конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей (1 раз в два года); смотр детских художественных коллективов на присвоение звания «Образцовый детский коллектив»;
    - проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», по вопросам работы с одаренными детьми.

    Подпрограмма «Дети и семья» - направление «Дети-сироты» (государственные заказчики департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, департамент труда и социального развития Воронежской области в части исполнения мероприятия «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

    Объем финансирования 53 905,0 тысяч рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4480,0 тысяч рублей, средств областного бюджета – 49 425,0 тыс. рублей.

    Основные мероприятия по направлению:

    - укрепление материально-технической базы 13 существующих государственных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - улучшение материально-бытовых условий 7 приемных семей. Создание в них необходимых условий для социализации воспитанников, подготовки их к самостоятельной жизни и труду;
    - проведение областных мероприятий для детей-сирот и приемных семей.
    - обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Направление «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» (государственный заказчик департамент труда и социального развития Воронежской области).

    Объем финансирования 71 226,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 3 570,0 тыс. рублей, средств областного бюджета –64 656,0 тыс. рублей, внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе Фонда «Лига помощи» – 3000,0 тыс. руб.) .

    В перечень основных мероприятий по направлению входят:

    - доукомплектование учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, специальным реабилитационным оборудованием и инвентарем, автотранспортом, капитальный ремонт и благоустройство территорий;
    - реконструкция Верхнемамонского, Кантемировского и Терновского социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
    - обеспечение детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, одеждой и обувью;
    - разработка и внедрение инновационных технологий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на межведомственном уровне;
    - завершение формирования электронного межведомственного банка данных безнадзорных несовершеннолетних;
    - развитие комплексной системы профилактики беспризорности и социального сиротства на ранних этапах развития ребенка.

    Направление «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Дети и семья» (государственный заказчик департамент труда и социального развития Воронежской области).

    Объем финансирования 9 618,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 3 390,0 тыс. рублей, средств областного бюджета – 6 228,4 тыс. рублей.

    Основные мероприятия по направлению:

    - строительство социальной гостиницы в областном государственном учреждений «Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик»;
    - доукомплектование учреждений реабилитации детей-инвалидов медицинским реабилитационным оборудованием, инвентарем, благоустройство территории и капитальный ремонт помещений;
    - ежегодное проведение палаточных лагерей для детей-инвалидов с родителями на базе государственного учреждения Областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник» и областном государственном учреждений «Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик»;
    - создание интернет-сайта «Учреждения реабилитации детей-инвалидов Воронежской области»;
    - организация службы «Социальное такси» для инвалидов-колясочников;
    - организация спартакиад для детей-инвалидов.
    - организация допрофессионального обучения и трудовой реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях социального обслуживания населения;
    - организация спортивных секций по параолимпийским видам спорта для детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения;
    - развитие практики организации групп совместного пребывания («здоровые» дети и дети-инвалиды) в учреждениях социального обслуживания населения.

    VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

    В ходе достижения цели программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства, предусматривается решение следующих задач:

    - укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития;
    - развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
    - развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
    - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Решение задач будет осуществляться через реализацию мероприятий, указанных в главах I., II. концепции. Основной эффект от реализации программных мероприятий будет достигнут к концу 2014 года по окончании реализации мероприятий программы.

    Планируется, что реализация мероприятий программы позволит к 2015 году:
    - снизить уровень младенческой смертности до 7,4 ед. на 10 000 детей, родившихся живыми;
    - уровень материнской смертности снизить до 15,3ед. на 100 000 детей, родившихся живыми;
    - увеличить удельный вес детей первой группы здоровья до 31 % от общего количества детей;
    - добиться снижения первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно до 18,2% от общего количества детского населения;
    - увеличить долю детей, включенных в систему выявления и поддержки одаренных детей до 25 % от общего количества детей, проживающих в области.
    - увеличить количество детей, победителей международных, всероссийских и областных олимпиад до 3150 человек;
    - увеличить количество ежегодно проводимых областных конкурсов, соревнований олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проводимых для выявления одаренных детей в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности, до 100 ед.
    - увеличить количество детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем до 10% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года.
    - снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 2,09 % от общего количества детей, проживающих в области;
    - повысить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан, до 94 процентов;
    - снизить уровень безнадзорности несовершеннолетних до 0,72 процентов от общего количества детей, проживающих в области;
    - сохранить коэффициент обеспеченностями реабилитационными услугами безнадзорных и беспризорных детей на уровне 1,28 ед. услуг год на одного ребенка;
    - увеличить охват реабилитационными услугами детей-инвалидов до 37,3 %, семей с детьми-инвалидами до 36,1 %.

    Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежеквартально, на основании значений целевых индикаторов и показателей программы, что обеспечит мониторинг динамики их изменения за оцениваемый период с целью оценки степени эффективности реализации мероприятий программы.

    Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю программы по каждому целевому индикатору и показателю программы осуществляется путем сравнения достигнутого значения целевого индикатора с его целевым значением и определяется по следующей форме:

    Эп=Иф х 100% / Иц,

    где:
    Эп – эффективность реализации программы по данному целевому индикатору;
    Иф – фактическое значение достигнутого целевого индикатора;
    Иц – нормативное значение целевого индикатора.

    Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов целям и задачам программы, а такжекосвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.

    IХ. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию программы

    В формировании мероприятий программы предлагается участие следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области: департамент труда и социального развития области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, управление культуры области.

    Предлагается ответственным за разработку и реализацию программы определить департамент труда и социального развития области.

    X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы

    Государственными заказчиками программы предлагается определить:

    - департамент здравоохранения области (подпрограмма «Здоровое поколение»);
    - департамент образования, науки и молодежной политики области (подпрограмма «Одаренные дети», направление «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и семья»);
    - управление культуры области (подпрограмма «Одаренные дети»).

    Государственный заказчик-координатор программы и разработчик программы - департамент труда и социального развития области (направления «Дети-сироты» «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Дети и семья»).

    XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации программы

    Программу предполагается реализовать в один этап. Сроки реализации - 2011 - 2014 годы.

    Источниками средств для реализации Программы являются средства федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по программе Фонда «Лига помощи». Общие затраты на реализацию программы составляют 141 931,7 тыс. рублей.

    В структуре затрат на реализацию Программы по статье «Капитальные вложения» на новое строительство, проведение капитального ремонта учреждений, приобретение автотранспорта, оборудования, жилья для детей-сирот, предусматривается 106 339,0 тыс. рублей, что составляет 58,5 процента от всего объема финансирования программы. По статье «Прочие расходы» на проведение социально-психологической реабилитации и адаптации, досуговых, культурно-массовых и информационно-методических мероприятий, закупку мягкого и твердого спортивного инвентаря, мебели, бытовой и оргтехники, текущий ремонт учреждений социального обслуживания семьи и детей, планируется направить 75 592,7 тыс. рублей, что составляет 41,5 процента от всего объема финансирования программы.

    В целях привлечения для финансирования программных мероприятий средств федерального бюджета предполагается участие в соответствующих конкурсах, в том числе проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в соответствии с ассигнованиями, утвержденными законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и фактическим поступлением средств ( оборудования) за счет средств федерального бюджета по ФЦП «Дети России», выделением средств в виде грантов по программам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы

    Перечень мероприятий программы формируется на основе мониторинга целевых показателей и с учетом задач, определенных стратегиями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и настоящей Концепцией. Критерием отбора программных мероприятий является их направленность на достижение цели и решение задач программы, изложенных в главе V проекта концепции. Мероприятия, реализация которых не приводит к достижению цели и решению задач программы, к включению в программу не допускается.

    Изменение перечня мероприятий программы осуществляется по предложениям государственного заказчика-координатора программы, государственных заказчиков программы, общественных организаций, органов местного самоуправления, иных заинтересованных лиц посредством корректировки программы в соответствии с требованиями к оформлению и порядку корректировки программы утверждены постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 « О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных программ, их формировании и реализации».

    XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы

    В систему организации и контроля реализации программы входят исполнительные органы государственной власти Воронежской области, осуществляющие функции государственных заказчиков программы: департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

    Комплексное управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик-координатор программы – департамент труда и социального развития Воронежской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. Государственный заказчик-координатор в рамках своей компетенции:

    - определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы;
    - проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
    - в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год;
    - утверждает распределение выделяемых средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов, целевые показатели и индикаторы. При изменении объемов финансирования программы корректирует объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяет приоритеты, принимает меры по обеспечению выполнения программы;
    - осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
    - проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации программы, эффективности использования бюджетных средств;
    - организует внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией программы;
    - координирует разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программы;
    - вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой программы.
    Управление реализацией конкретных мероприятий программы осуществляют государственные заказчики, которые в рамках своей компетенции: - определяют наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации мероприятий программы;
    - организуют проведение конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий;
    - организуют отбор исполнителей программных мероприятий;
    - заключают государственные контракты (договоры) на выполнение работ (оказание услуг) по реализации программных мероприятий с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области в сфере размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
    - координируют работу исполнителей программных мероприятий;
    - в установленном порядке представляют бюджетные заявки на ассигнования из областного и федерального бюджетов для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год;
    - формируют предложения по распределению выделяемых на безвозвратной основе средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов. При изменении объемов финансирования программы корректируют объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяют приоритеты, принимают меры по обеспечению выполнения программных мероприятий;
    - осуществляют сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
    - проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливают и в установленном порядке представляют отчеты о реализации программных мероприятий, эффективности использования бюджетных средств;
    - координируют разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программных мероприятий;
    - вносят в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой мероприятий программы.

    Государственные заказчики и государственный заказчик-координатор программы в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.

    Контроль за реализацией программы осуществляет управление экспертной и контрольной работы правительства области.

    При необходимости, в установленном порядке будут проводиться экспертные проверки хода реализации программы контрольно-счетной палатой Воронежской области, контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Воронежской области, иными заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и Воронежской области в пределах компетенции. Целью проверок станет подтверждение соответствия утвержденным параметрам программы сроков реализации мероприятий, целевого и эффективного использования бюджетных средств. По результатам экспертных проверок в случае необходимости в установленном порядке будут вноситься предложения о корректировке программы.

    Необходимым условием успешной реализации Программы является максимальная открытость процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком их обсуждении с участием общественности, научных и экспертных кругов.

    Приложение к концепции долгосрочной областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы»

    тыс. руб.
    N п/п
    Наименование мероприятия
    Общий объем финанси-рования
    В том числе:
    Федераль-ный бюджет (субсидии, стоимость оборудова-ния)
    Област-ной бюджет
    Муници-пальные бюдже-ты
    Внебюджетные средства
    1 2 3 4 5 6 7
    1. Итого по программе : 181 931,7 36 374,0 142 557,7 0,0 3 000,0
    1.1. 2011 год 29 632,7 8 343,0 18 289,7 0,0 3000,0
    1.2. 2012 год 57 345,0 8 942,0 48 403,0 0,0 0,0
    1.3. 2013 год 46 378,0 9 274,0 37 104,0 0,0 0,0
    1.4. 2014 год 48 576,0 9 815,0 38 761,0 0,0 0,0
    2. Подпрограмма «Здоровое поколение» 40 750,0 24 276,0 16 474,0 0,0 0,0
    2.2. 2011 год 9 311,0 5 603,0 3 708,0 0,0 0,0
    2.2. 2012 год 10 009,0 6 023,0 3 986,0 0,0 0,0
    2.3. 2013 год 10 480,0 6 200,0 4 280,0 0,0 0,0
    2.4. 2014 год 10 950,0 6 450,0 4 500,0 0,0 0,0
    3. Подпрограмма «Одаренные дети» 6 432,3 658,0 5 774,3 0,0 0,0
    3.2. 2011 год 1 467,0 130,0 1 337,0 0,0 0,0
    3.2. 2012 год 1 591,3 154,0 1 437,3 0,0 0,0
    3.3. 2013 год 1684,0 184,0 1500,0 0,0 0,0
    3.4. 2014 год 1 690,0 190,0 1 500,0 0,0 0,0
    4. Подпрограмма Дети и семья» 134 749,4 11 440,0 120 309,4 0,0 3 000,0
    4.1. 2011 год 18 854,7 2 610,0 13 244,7 0,0 3000,0
    4.2. 2012 год 45 744,7 2 765,0 42 979,7 0,0 0,0
    4.3. 2013 год 34 214,0 2 890,0 31 324,0 0,0 0,0
    4.4. 2014 год 35 936,0 3 175,0 32 761,0 0,0 0,0
    5. Направление «Дети-сироты» 53 905,0 4 480,0 49 425,0 0,0 0,0
    5.1. 2011 год 3 320,0 950,0 2 370,0 0,0 0,0
    5.2. 2012 год 3 370,0 1065,0 2 305,0 0,0 0,0
    5.3. 2013 год 23 375,0 1 130,0 22 245,0 0,0 0,0
    5.4. 2014 год 23 840,0 1 335,0 22 505,0 0,0 0,0
    6 Направление «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» 71 226,0 3 570,0 64 656,0 0,0 3 000,0
    6.1. 2011 год 14 050,0 850,0 10 200,0 0,0 3000,0
    6.2. 2012 год 36 370,0 870,0 35 500,0 0,0 0,0
    6.3. 2013 год 9 800,0 900,0 8 900,0 0,0 0,0
    6.4. 2014 год 11 006,0 950,0 10 056,0 0,0 0,0
    7 Направление «Семья с детьми-инвалидами» 9 618,4 3 390,0 6 228,4 0,0 0,0
    7.1. 2011 год 1 484,7 810,0 674,7 0,0 0,0
    7.2. 2012 год 6 004,7 830,0 5 174,7 0,0 0,0
    7.3. 2013 год 1 039,0 860,0 179,0 0,0 0,0
    7.4. 2014 год 1 090,0 890,0 200,0 0,0 0,0

  • Hosted by uCoz