|
Православие и Бунин.
Учитель: Белоусова С.О.
И. А. Бунин родился в городе Воронеже на улице Большая дворянская,3 (проспект Революции, 3) 22 октября 1870 года в семье дворянина А.Н. Бунина, участника обороны Севастополя, соратника Л. Н. Толстого. Мать Бунина - Людмила Александровна Чубарова – была глубоко религиозной женщиной. Они была прихожанами Введенского храма на улице Введенской (улица Освобождение труда, 20). К началу 20 века приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов. В этом храме был крещён И. Бунин.
Писатель был человеком религиозным: « Когда и как приобрел я веру в Бога, понятие о Нем, ощущение Его? Думаю, что вместе с понятием о смерти. Смерть, увы, была как-то соединена с Ним (и с лампадкой, с черными иконами в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери). Соединено с Ним было и бессмертие. Бог в небе, в непостижимой высоте и силе, в том непонятном синем, что вверху, над нами, безгранично далеко от земли: это вошло в меня с самых первых дней моих, равно как и то, что, невзирая на смерть, у каждого из нас есть душа и что душа эта бессмертна" ("Жизнь Арсеньева", с. 26).
Первые впечатления от икон связаны у Бунина с детством. Именно детскими воспоминаниями навеяно стихотворение «Михаил»:
Архангел в сияющих латах
С красным мечом из огня
Стоял на клубах синеватых
И дивно глядел на меня.
Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой -
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.
Ребёнок, я думал о Боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы да меч…
Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, тёмный и старый,
Где ты моё сердце пленил!
Глазами ребёнка мы видим икону на северных вратах, на которой изображён Архангел Михаил. Он «стоит на клубах синеватых» облака. Когда двери отрывались не полностью, под углом, тогда на двери изображение Архангела сияет, светится. При каждом открытии врат Михаил как бы входил в алтарь и покидал молящийся народ, а при закрытии врат являлся людям.
Юный И. Бунин пишет стихотворение «В Гефсиманском саду» об Иисусе Христе, ушедшем от людей накануне крестных страданий, молящегося до кровавого пота. Страдающего Христа утешают не люди, а тёрн, кипарис, даже лёгкий ветер обещал облегчение грядущих страданий:
«О, подними свой грустный взор!
В час скорби, в тёмный час страданья
Прохлады свежее дыханье
Я принесу с долины гор.
Я нежной лаской аромата
Твои мученья облегчу,
Я от востока до заката
Твои глаголы возвещу!»
Природа, по Бунину, всегда пребывает в ладу с Божьей волей, но не человек – и в утверждении этой мысли он был последовательнее всех русских поэтов. Поэтому именно природа укрепляла Спасителя в Гефсиманском саду.
В1907 году он совершил путешествие по Ближнему Востоку – «по следам Христа». В 1908 Бунин пишет стихотворение «Саваоф»:
Я помню купол грубо-голубой:
Там Саваоф с простёртыми руками,
Над скудною и тёмною толпой,
Царил меж звёзд, повитых облаками
Был вечер март, сияла синева
Из узких окон, в куполе пробитых,
Мертво звучали древние слова.
Весенний отблеск был на скользких плитах
И грозная седая голова
Текла меж звёзд, туманами повитых.
Бог для Бунина воплощён в природе, а себя он
чувствовал блудным сыном. Подходя к пятидесяти годам, летом 1918года он пишет строки:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, И полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
И. Бунин в своём счастье был одинок: он и природа – и никого больше. А счастье не может быть полным, когда его не с кем разделить.
Одиночество в мире, одиночество перед ликом Божиим особенно ощутимы становятся в поэзии Бунина из – за большей лирической открытости её. Одиночество Бунина определено прежде всего его чувством своей выделенности из общего ряда. В таком ощущении – гордыне сопутствует страдание и даже тоска.
В эмиграции он тоскует по России, его стихи проникнуты чувством одиночества, бездомности:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать «прости» родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Первая строчка является неточной цитатой Библии (« …лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда…» От Луки глава 9, ст. 58).
|
|