Современная наркоситуация в Российской Федерации приняла угрожающий характер, расширение масштабов незаконного потребления наркотиков представляет серьезную угрозу безопасности государства. Аналогичная ситуация складывается и в Воронежской области, где ежегодный прирост уровня наркотизации составляет примерно 5% в год. В настоящий момент в нашей области количество только официально учтенных больных наркоманией и потребителей наркотиков с вредными для здоровья последствиями составляет 11 922 человека. Важной целью государственной антинаркотической политики является сокращение спроса на наркотики. Данная цель достигается разными путями. Например, одной из профилактических мер является - внедрение ранней диагностики. Для чего же необходимо проведение тестирования? Во-первых, это профилактика наркотизации населения. Большинством несовершеннолетних, молодёжи и их родителями оно воспринимается как важное и необходимое мероприятие, предотвратившее у многих детей так называемую «первую пробу» наркотических веществ, а у случайно употребивших наркотик – формирование наркотической зависимости. По результатам тестирования за учащимися и студентами, выявленными в ходе профилактических наркологических осмотров, у которых злоупотребление наркотическими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организуется профилактическое наблюдение, целью которого является предупреждение развития у лиц группы риска наркомании. Во-вторых, за время профилактического наблюдения, лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению употребления наркотических средств, преимущественно в амбулаторных условиях (это помощь психолога, нарколога). И, наконец, в-третьих, полученные в ходе тестирования сведения позволят направить усилия на точечное проведение конкретных профилактических мероприятий в соответствующих целевых группах, тем самым повысится эффективность проводимой профилактической работы в целом. Таким образом, проведение профилактических медицинских осмотров учащихся учебных заведений, в том числе на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ будет способствовать: - реальному сокращению масштаба потребления наркотических средств, - и как следствие - стабилизации наркоситуации на территории Воронежской области. На самом деле это только начало деятельности в данном направлении. Со временем мы всё равно дойдем до ситуации, когда тестирование будет обязательным. И не только для молодежи, но и взрослых людей, работающих: - на техногенноопасных производствах, - водителями, - диспетчерами, - и на других профессиях, от которых зависит жизнь и безопасность населения. Нет необходимости рассказывать о вредном, а точнее сказать смертельном воздействии наркотических средств на организм человека. Особенно на молодых людей репродуктивного возраста. Оценивая реальную опасность потребления наркотиков, возможные последствия от действий лиц, потребляющих этот яд в проведении ранней диагностики должны быть заинтересованы: - в первую очередь родители, - а также преподаватели, - руководители организаций и предприятий, - и наверно все население, кому дорога жизнь. В ряде регионов уже есть определенный опыт проведения тестирования учащихся образовательных учреждений. Так, результаты тестирования учащихся Московской области показали, что за 2005-2009 годы из проверенных 136 тыс. человек было выявлено 4 820 или 3,5% потребителей наркотических веществ. Из года в год количество тестируемых в указанном регионе возросло: с 7,5 тыс. в 2006 г. до 30 тыс. человек – в 2009 г., при этом количество выявляемых потребителей за этот же период снизилось с 4,7% до 2,8 %. Тестирование является добровольным, однако благодаря широкомасштабной разъяснительной работе, проводимой органами исполнительной власти в сфере образования и здравоохранения среди учащихся и их родителей, процент отказавшихся от тестирования в Московской области существенно снизился с 10% в 2005 году до 1% в 2009 году. Результаты профосмотров учащихся и студентов в Республике Татарстан показали, что наиболее высокий процент выявляемости следов потребления наркотиков – среди учащихся учреждений начального профессионального образования. Соответственно усилия по профилактической работе там ориентированы в большей степени на данную целевую аудиторию. Законом Воронежской области «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Воронежской области» (от 06.05.2010 №34-ОЗ) организация системы раннего выявления и учета лиц, употребляющих наркотические средства возложена на исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения (пункт 4 статьи 11), а обеспечение разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик по осуществлению профилактики наркомании – на исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере образования, науки и молодежной политики (пункт 1 статьи 12) Анкета для родителей. Скачать. Заполненная родителями анкета остается в общеобразовательном учреждении. (анкетирование проводилось в течение октября) Всего получено анкет 126
Существует насущная потребность системного сопровождения родителей учащихся на протяжении всего периода обучения — с 1-го по 11-й класс. Она объясняется недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности многих родителей. Часто они воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих, что не всегда правильно. Иногда родители виноваты в возникновении негативного отношения ребенка к школе, учителю, обучению. Беспокоясь о высоких оценках, они заставляют ребенка по нескольку раз переписывать домашнее задание, принуждают не совсем здорового ребенка с температурой идти в школу, так как в классе контрольная работа, говорят ребенку дома, что он позорит своих родителей, применяют физические наказания и т. д. А ведь неудовлетворенность собственными детьми — это часто следствие проблем самих родителей. Что же может посоветовать классный руководитель родителям пятиклассников?
Периодическая печать Книги родителям младших школьников Книги родителям подростков
Существует насущная потребность системного сопровождения родителей учащихся на протяжении всего периода обучения — с 1-го по 11-й класс. Она объясняется недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности многих родителей. Часто они воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих, что не всегда правильно. Иногда родители виноваты в возникновении негативного отношения ребенка к школе, учителю, обучению. Беспокоясь о высоких оценках, они заставляют ребенка по нескольку раз переписывать домашнее задание, принуждают не совсем здорового ребенка с температурой идти в школу, так как в классе контрольная работа, говорят ребенку дома, что он позорит своих родителей, применяют физические наказания и т. д. А ведь неудовлетворенность собственными детьми — это часто следствие проблем самих родителей. Что же может посоветовать классный руководитель родителям пятиклассников?
Для начала - сухая, безжалостная статистика: около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, иначе, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам. В среде подростков суициды особенно «популярны»: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем даже войны и преступления. В России частота самоубийств одна из самых высоких в мире - 38 человек на 100 тысяч населения. Причем цифра эта не меняется уже последние 10 лет. А начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год. И само собой на ум приходит вопрос - что же происходит с нашими детьми? Прежде всего стоит заметить, что суицидальное поведение - это фактически не только крик о помощи, это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить). И здесь психологи из разных стран мира единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств становятся не экономические факторы, социальные или бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а стрессы, связанные с отношениями в семье, в школе, в кругу друзей и товарищей, а также общее положение дел в стране и даже в мире. Причем более 80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, психически были абсолютно здоровы. - Надо признать, - говорит психиатр Б. Корчнев, много лет работающий с детьми, кто склонен к суициду, подвержен неясным для них самих депрессиям, - что мы живем в обществе, где нормой стал разрыв между декларируемыми целями и тем, как они реализуются на деле. Иными словами, обыденностью стали ситуации, когда утверждается одна система ценностей, а в реальности все происходит наоборот. Юность же бескомпромиссна, она не понимает наших взрослых «игр», ей не нравится, что «истина где-то там», поэтому именно подросток так легко порой впадает в депрессию. Жизнь для него уже пуста и бесполезна, раз она столь несовершенна, раз вокруг столь много лжи, предательства, глупости и зла. Это не только российская проблема, потому так много и гибнет по всему миру детей, решивших наложить на себя руки, ибо жизнь, на их взгляд, скучна и беспросветна. Только не слушайте тех, кто утверждает, будто к суициду склонны лишь дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные. Мы же порой бываем столь жестоки и несправедливы к ним... А домашнему ребенку и вовсе хватает иной раз одного резкого слова, вздорного обвинения, злой насмешки со стороны взрослого или друга, или того, кому он привык доверять, чтобы почувствовать себя в жизненном тупике, из которого, по его мнению, есть только один выход. У них порой совершенно нет сил идти наперекор обстоятельствам, складывающимся не в их пользу. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской. Неразделенная любовь, влияние религиозных сект, бытовая неустроенность, отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, внутренняя опустошенность из-за того, что «все вокруг врут», самонаказание, когда ребенок решает, что он не заслуживает права жить, или, наоборот, бегство от наказания, когда подросток убивает себя, страшась наказания со стороны взрослых, наконец, памятное многим из нас по собственному, к счастью, так и не воплотившемуся в жизнь опыту желание продемонстрировать всем, «каким был хорошим» и «пусть они поплачут теперь без меня»- мотивов для совершения суицида может быть масса. А в последнее время все чаще причиной для самоубийства среди подростков становится слишком серьезное отношение к ... учебе. Причем даже не всегда с их собственной стороны. Невольными виновниками трагедии оказываются родители. Молодому человеку постоянно вдалбливается мысль о том, что он должен непременно быть лучше всех прочих, главным образом в сфере образования - ведь без него сейчас никуда! От подростка буквально требуют совершенства:»Мы сколько сил на тебя положили, а ты, бестолочь такая, учишься плохо, экзамены завалил, не смог поступить в университет». Подобный груз непрошенных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. А как его сбросить? Да нет ничего проще - ну его вместе с этой неудавшейся жизнью. То, что реальность именно такова, подтверждает и статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости школьников, особенно старшего возраста. И лидируют в этом печальном списке отличники, а вовсе не троечники, как можно было бы подумать. Такой же «каплей» может стать и... Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Общаться с разными людьми, купить и продать акции фирмы, отыскать жениха или невесту, а также «правильно» покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов самоубийц существует, например, в Сети с 1991 года. Там тебе растолкуют и насчет этой поганой жизни, и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального - подскажут, как следует, например намыливать веревку и куда ее цеплять, чтобы она не сорвалась, или же какая температура должна быть у воды в ванне, чтобы не так болезненно было резать вены... А не нравится этот сайт, можно отыскать другой - их сейчас расплодилось немерено. И ничего с этим не поделаешь. Ибо ребенка от компьютера сегодня уже за уши не оттащить. А правоохранительным органам за подобными сайтами не угнаться - работают там крайне осторожные люди, которые прекрасно ориентируются в законодательных перипетиях любого государства, в том числе и России. Есть против этих мерзавцев, подтолкнувших не одного подростка к роковому шагу, действенный способ борьбы. Но к судам и милиции он не имеет никакого отношения. Дело не в том, что гуляя по Интернету, подросток может попасть на тот или иной сайт, в том числе и на сайт для самоубийц, вопрос в другом -остановится он или, фыркнув, помчится дальше? Ибо чтобы несчастья не случилось, надо получить их в реальном мире, а не в компьютере. Отсюда и совет всем родителям - будьте открыты детям, не стесняйтесь демонстрировать им свою любовь. И даже если проблемы вашего ребенка покажутся вам пустячными и смешными, подумайте всерьез - а так ли это на самом деле? И в 13 лет бывает безответная любовь, и в 5 лет ребенок может остро переживать из-за того, что его унизили. Ребенок сильно нуждается в поддержке самых близких людей на свете. Научите его выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться в них. Пусть он твердо знает, что может обратиться к своим родителям по любому поводу и в любой час. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Проявляйте к нему нежность. Кроме того, ваш ребенок должен видеть, что и вы тоже частенько чувствуете боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Регулярно демонстрируйте свою любовь и заботу. Показывайте, что он нужен вам, необходим. Кстати, иной раз только это и способно остановить подростка, решившего свести счеты с жизнью. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства лишь затем, чтобы попугать родителей. Изначально они и не собирались умирать, лишь надеялись таким образом привлечь к себе внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда «скорая помощь» не успевает вовремя, и «смерть понарошку» становится настоящей. Большинство детей, склонных к суициду, подают окружающим своеобразные предупреждающие знаки - фактически кричат о помощи. Так обратите же на это внимание! Например, на то, что ваш ребенок начинает слишком часто рассуждать о смерти, его настроение чересчур быстро меняется, он методично приводит свои дела в порядок или, напротив, становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать, плачет без причины, раздает вещи, теряет аппетит, страдает бессонницей, утрачивает интерес к любимым занятиям, начинает вдруг плохо учиться, старается уединиться, становится отчужденным. Любая странность - сигнал тревоги. Особенно опасен перепад в поведении - когда еще вчера он был раздражителен и плохо спал, а сегодня вдруг успокоился и начал приводить все свои дела в порядок. Бейте тревогу! Не ждите, что все пройдет само собой. Вам пора вмешаться в его жизнь. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте. Если потребуется, то и с помощью психолога. Ведь, возможно, ваши сын или дочь стоят уже у самого края. И уж ни в коем случае постарайтесь не совершить роковой ошибки - нечаянно подтолкнув собственного ребенка в адскую пропасть только оттого, что его трагедия показалась вам маленькой, несущественной, не стоившей даже одной-единственной слезы.
Периодическая печать Книги родителям младших школьников Книги родителям подростков |
||||||||||||||||