I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области В Воронежской области проживают около 380 тысяч несовершеннолетних, из них более 40 процентов относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в обществе. Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства. Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в структуре населения. Тенденция снижения доли детского населения в общей численности жителей Воронежской области в 2009 году сохранилась. Динамика изменения численности детей и их доли в общей численности населения Воронежской области в период 2006 - 2009 годов стабильно отрицательная. При этом, доля детского населения составляет только 16,9%, что ниже, чем по Российской Федерации - 19,6%, т.е. возрастная структура населения носит регрессивный характер. Общие показатели воспроизводства населения в области хуже, чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества. В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, разработках механизмов, позволяющих сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Законом Воронежской области от 20.11.2007 № 114-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» среди прочих приоритетных направлений развития Воронежской области определено такое направление, как развитие человеческого потенциала Воронежской области. Реализация данного направления в сфере улучшения положения детей должна осуществляться через: - охрану и укрепление здоровья детей и подростков; - профилактику социального неблагополучия семей с детьми; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества. Актуальность долгосрочной областной целевой программы «Дети Воронежской на 2011 - 2014 годы» (далее - программа), ее цели и задачи определяются, исходя из наличия не решенных проблем в ходе реализации областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2007-2010 годы». Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми. Содержание настоящей программы, как и прежде, ориентировано на улучшение положения детей, обеспечение их всестороннего развития, профилактику семейного неблагополучия и государственную поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми; направленность целей, задач и мероприятий программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями программы. Отличие предлагаемой программы от ранее действовавшей заключается в привлечении внебюджетных средств, реализации в рамках программы инновационных проектов по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проведения реабилитационных мероприятий не только для детей-инвалидов, но и для их семей, включении в программу мероприятия «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом О значительных проблемах материнства и детства в Воронежской области свидетельствуют нестабильность семейно-брачных отношений, снижение числа многодетных семей, утрата ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, низкий уровень обеспечения прав детей на достойное развитие, охрану здоровья и образование. Стабильно высокой, на уровне до 5 -7 процентов, остается доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных несовершеннолетних, детей наиболее остро нуждающихся в поддержке государства. В истекшем году органами управления образованием муниципальных районов (городских округов), выполняющими функции в сфере опеки и попечительства, выявлено и принято на учет 1119 детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в области функционируют 35 интернатных учреждений, в которых воспитывается 3968 детей, в том числе 1286 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показатель младенческой смертности за последние 5 лет снизился на 2,2% (с 10,2 % в 2004 году до 8,0 % по итогам 2009 года). Данный показатель ниже общероссийского показателя (8,5%). Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет увеличилась на 2,1% и составляет 1953,4 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 г. – 1914,4), что в некоторой степени связано с проведением диспансеризации детей 1-го года жизни и детей-сирот в соответствии со стандартами в рамках реализации нац.проекта «Здоровье». Первичная заболеваемость остается практически на прежнем уровне и составляет 1339,1 случаев на 1000 населения соответствующего возраста (2007 г. – 1343,7). Состояние здоровья детского населения Воронежской области непосредственно влияет на численность детей-инвалидов. Несмотря на некоторое сокращение в последние годы числа детей-инвалидов, их удельный вес по-прежнему составляет около 2 процентов от общей численности всех детей. В ходе решения вышеперечисленных проблем в рамках реализации областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2007-2010 годы» достигнут ряд положительных результатов, о чем свидетельствуют значения и динамика важнейших целевых показателей программы:
При этом, остается не решенным ряд важнейших вопросов, направленных на реализацию целей и задач программы. Перечень предлагаемых программных мероприятий приведен в главе 7 концепции. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для улучшения положения детей в Воронежской области в период с 2001-го по 2009 годы способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления Воронежской области по решению острых проблем детей, сосредоточению финансовых ресурсов областного и федерального бюджетов на решении наиболее актуальных проблем детства. Новизна программы на период 2011-2014 годов состоит в следующем: - ориентированность мероприятий программы как на адресную поддержку детей, нуждающихся в помощи государства, так и на профилактику семейного неблагополучия, и в первую очередь, среди семей с детьми-инвалидами, приемных, патронатных семей, использовании измеряемых результатов достижения выбранных целей и задач программы, оцениваемых целевыми индикаторами; - привлечение к финансированию программных мероприятий внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - реализация новых проектов реабилитации детей с ограниченными возможностями и профилактики детской беспризорности и безнадзорности. - включение в программу мероприятия «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Воронежской области могут стать: - несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед государственными органами исполнительной власти Воронежской области; - неэффективное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных проблем улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития Воронежской области; - прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, отсутствие планируемых показателей дальнейшего снижения материнской, детской и младенческой смертности; - ухудшение условий социализации детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних; - увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа; - снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит создать системный подход к оказанию им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития. В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Решение целей и задач программы возможно по двум вариантам. 1. Первый вариант - к реализации мероприятий программы помимо исполнительных органов государственной власти области ( департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования науки и молодежной политики Воронежской области) привлекаются органы местного самоуправления, общественные организации, заинтересованные федеральные структуры. Такой подход дает возможность обеспечить эффективное взаимодействие между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями в решении общих целей и задач программы. К наиболее серьезным рискам указанного варианта решения целей и задач программы можно отнести недостаточную гибкость и адаптируемость программы к изменениям в деятельности органов государственной власти, трудности с координацией работы и контролем за эффективностью реализации программных мероприятий, жесткую зависимость результатов реализации совместных проектов от объемов и порядка финансирования, избыточность административных процедур. К тому же, по оценкам, объемы финансирования программных мероприятий при данном варианте решения вопроса, увеличиваются в 5-8 раз и в данном случае составят от 769 659,0 до 1 135 454,0 тыс. руб., вместо 181 931,7 тыс. руб. запланированных. 2. Второй вариант - программа реализуется тремя государственными заказчиками (департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области) и государственным заказчиком-координатором программы – департаментом труда и социального развития Воронежской области, по основным направлениям их деятельности. При этом, к реализации мероприятий программы привлекаются иные исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, внебюджетные фонды и др. в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере организации взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями. Это позволяет обеспечить эффективный контроль хода работ, оперативно вносить коррективы в программу в зависимости от результатов ее реализации. Объемы затрат на реализацию программных мероприятий в данном случае составят не более 181 931,7 тыс. руб. на весь период реализации программы , в том числе по годам: - 2011 год – 29 632,7 тыс. руб.; - 2012 год – 57 345,0 тыс. руб.; - 2013 год – 46 378,0 тыс. руб.; - 2014 год – 48 576,0 тыс. руб. К наиболее существенным рискам при этом можно отнести снижение темпов повышения качества государственного управления реализацией программных мероприятий, возможное противодействие (пассивность) при внедрении и использовании результатов реализации программы органами местного самоуправления, общественными организациями, федеральными структурами. Однако, минимизация этих рисков, как правило, достигается созданием совместных рабочих групп с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изданием соответствующих нормативных правовых актов правительства Воронежской области, заключением соглашений с общественными организациями и внебюджетными фондами. Учитывая вышеизложенное, наиболее реальным считаем второй вариант. Все дальнейшие расчеты произведены исходя из него. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Программу предполагается реализовать в один этап. Сроки реализации программы 2011- 2014 годы. Планировать реализацию программы на более длительный период в связи с неустойчивостью тенденций развития мировой экономики, социально-экономического развития страны и региона считаем нецелесообразным. VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям ее реализации Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства. Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач: - укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития; - развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Эффективность реализации программных мероприятий будет оцениваться по степени достижения следующих целевых показателей:
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы, предлагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках областной целевой программы, срок реализации и объемы их финансирования Финансирование программы предлагается осуществить за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предполагаемый затраты на реализацию программы на период 2011-2014 годов составляют 141 931,7 тыс. руб., в том числе: - федеральный бюджет – 36 374,0 тыс. руб.; - областной бюджет - 142 557,7 тыс. руб.; - внебюджетные средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по программе Фонда «Лига помощи» – 3000,0 тыс. руб. Объемы и источники финансирования программы с разбивкой по годам приведены в приложении к концепции. Программа реализуется в течение 2011-2014 годов в один этап и состоит из трех подпрограмм: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Последняя подпрограмма в свою очередь подразделяется на три направления «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами». В ходе реализации программы планируется выполнение следующих мероприятий. Подпрограмма «Здоровое поколение» (государственный заказчик департамент здравоохранения Воронежской области). Объем финансирования подпрограммы - 40 750,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 16 474,0 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 24 276,0 тыс. руб.. В рамках программы предполагается: 1. Продолжить укрепление материальной базы учреждений детства и родовспоможения: - Для ГУЗ «Областная детская клиническая больница №1» ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2», ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница №1» (областной родильный дом), МУЗ «Детская городская клиническая больница №1» приобретение реанимационного оборудования для новорожденных и детей 1-го года жизни . 2. Приобретение наборов реактивов и тест-систем для проведения пренатального и неонатального скрининга врожденных пороков развития в ГУЗ «Воронежский областной клинический консультативный диагностический центр». Обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией продуктами лечебного питания. 3. Издание методических рекомендаций , брошюр, информационных изданий для педагогических, медицинских работников, женщин репродуктивного возраста и детей дошкольного и школьного возраста по пропаганде здорового образа жизни; издание методических рекомендаций для педиатров, наркологов, медицинских работников школ, психологов, педагогов по организации профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, и обеспечение реализации данных мероприятий. Профилактика нездорового образа жизни у будущих матерей и подготовке к родам на базе женских консультаций. Подпрограмма «Одаренные дети» (государственные заказчики: департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области в части исполнения проекта «Дети без границ») . Общий объем финансирования подпрограммы – 6 432,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 658,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета – 5 774,3 тыс. рублей. Существующая система выявления и поддержки одаренных детей позволяет охватить около 20 процентов от общей численности детского населения школьного возраста. При этом в среднем по Российской Федерации доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью, составляет 25 процентов от общей численности детского населения. Факторами, сдерживающими дальнейшую работу по выявлению и развитию одаренных детей, являются недостаточное оснащение оборудованием экспериментальных площадок, внедряющих новые методики работы с одаренными детьми, отсутствие необходимого количества мастер-классов, специалистов, обладающих методиками оказания индивидуальной помощи детям, проявляющим способности в учебе. В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи планируется продолжить выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка. Для этого в подпрограмме «Одаренные дети» предусмотрены следующие мероприятия: - обеспечение участия одаренных детей в областных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях, слетах, фестивалях, спортивных соревнованиях; - назначение стипендий правительства Воронежской области воспитанникам учреждений дополнительного образования детей - победителям областных конкурсов и соревнований по различным направлениям интеллектуальной и творческой деятельности; - разработка и издание методических сборников из опыта работы по развитию одаренности у детей; - целевая поддержка опытно-экспериментальных площадок и мастер-классов, создаваемых на базе образовательных учреждений; - реализация проекта «Дети без границ», предусматривающих обмен группами одаренных детей с зарубежными странами; - реализация комплекса мероприятий по поддержке государственных, муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, а также поощрению яркого педагогического опыта среди руководителей творческих коллективов, преподавателей образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования, подготовивших одаренных детей (предусмотрены конкурсы воспитательных систем образовательных учреждений (1 раз в два года); учреждений дополнительного образования (1 раз в два года); педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (1 раз в два года); конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей (1 раз в два года); смотр детских художественных коллективов на присвоение звания «Образцовый детский коллектив»; - проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», по вопросам работы с одаренными детьми. Подпрограмма «Дети и семья» - направление «Дети-сироты» (государственные заказчики департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, департамент труда и социального развития Воронежской области в части исполнения мероприятия «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Объем финансирования 53 905,0 тысяч рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4480,0 тысяч рублей, средств областного бюджета – 49 425,0 тыс. рублей. Основные мероприятия по направлению: - укрепление материально-технической базы 13 существующих государственных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - улучшение материально-бытовых условий 7 приемных семей. Создание в них необходимых условий для социализации воспитанников, подготовки их к самостоятельной жизни и труду; - проведение областных мероприятий для детей-сирот и приемных семей. - обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Направление «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» (государственный заказчик департамент труда и социального развития Воронежской области). Объем финансирования 71 226,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 3 570,0 тыс. рублей, средств областного бюджета –64 656,0 тыс. рублей, внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе Фонда «Лига помощи» – 3000,0 тыс. руб.) . В перечень основных мероприятий по направлению входят: - доукомплектование учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, специальным реабилитационным оборудованием и инвентарем, автотранспортом, капитальный ремонт и благоустройство территорий; - реконструкция Верхнемамонского, Кантемировского и Терновского социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; - обеспечение детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, одеждой и обувью; - разработка и внедрение инновационных технологий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на межведомственном уровне; - завершение формирования электронного межведомственного банка данных безнадзорных несовершеннолетних; - развитие комплексной системы профилактики беспризорности и социального сиротства на ранних этапах развития ребенка. Направление «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Дети и семья» (государственный заказчик департамент труда и социального развития Воронежской области). Объем финансирования 9 618,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 3 390,0 тыс. рублей, средств областного бюджета – 6 228,4 тыс. рублей. Основные мероприятия по направлению: - строительство социальной гостиницы в областном государственном учреждений «Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик»; - доукомплектование учреждений реабилитации детей-инвалидов медицинским реабилитационным оборудованием, инвентарем, благоустройство территории и капитальный ремонт помещений; - ежегодное проведение палаточных лагерей для детей-инвалидов с родителями на базе государственного учреждения Областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник» и областном государственном учреждений «Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик»; - создание интернет-сайта «Учреждения реабилитации детей-инвалидов Воронежской области»; - организация службы «Социальное такси» для инвалидов-колясочников; - организация спартакиад для детей-инвалидов. - организация допрофессионального обучения и трудовой реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях социального обслуживания населения; - организация спортивных секций по параолимпийским видам спорта для детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения; - развитие практики организации групп совместного пребывания («здоровые» дети и дети-инвалиды) в учреждениях социального обслуживания населения. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы В ходе достижения цели программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства, предусматривается решение следующих задач: - укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития; - развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; - развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение задач будет осуществляться через реализацию мероприятий, указанных в главах I., II. концепции. Основной эффект от реализации программных мероприятий будет достигнут к концу 2014 года по окончании реализации мероприятий программы. Планируется, что реализация мероприятий программы позволит к 2015 году: - снизить уровень младенческой смертности до 7,4 ед. на 10 000 детей, родившихся живыми; - уровень материнской смертности снизить до 15,3ед. на 100 000 детей, родившихся живыми; - увеличить удельный вес детей первой группы здоровья до 31 % от общего количества детей; - добиться снижения первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно до 18,2% от общего количества детского населения; - увеличить долю детей, включенных в систему выявления и поддержки одаренных детей до 25 % от общего количества детей, проживающих в области. - увеличить количество детей, победителей международных, всероссийских и областных олимпиад до 3150 человек; - увеличить количество ежегодно проводимых областных конкурсов, соревнований олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проводимых для выявления одаренных детей в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности, до 100 ед. - увеличить количество детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем до 10% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года. - снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 2,09 % от общего количества детей, проживающих в области; - повысить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан, до 94 процентов; - снизить уровень безнадзорности несовершеннолетних до 0,72 процентов от общего количества детей, проживающих в области; - сохранить коэффициент обеспеченностями реабилитационными услугами безнадзорных и беспризорных детей на уровне 1,28 ед. услуг год на одного ребенка; - увеличить охват реабилитационными услугами детей-инвалидов до 37,3 %, семей с детьми-инвалидами до 36,1 %. Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежеквартально, на основании значений целевых индикаторов и показателей программы, что обеспечит мониторинг динамики их изменения за оцениваемый период с целью оценки степени эффективности реализации мероприятий программы. Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю программы по каждому целевому индикатору и показателю программы осуществляется путем сравнения достигнутого значения целевого индикатора с его целевым значением и определяется по следующей форме: где: Эп – эффективность реализации программы по данному целевому индикатору; Иф – фактическое значение достигнутого целевого индикатора; Иц – нормативное значение целевого индикатора. Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов целям и задачам программы, а такжекосвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области. IХ. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию программы В формировании мероприятий программы предлагается участие следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области: департамент труда и социального развития области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, управление культуры области. Предлагается ответственным за разработку и реализацию программы определить департамент труда и социального развития области. X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы Государственными заказчиками программы предлагается определить: - департамент здравоохранения области (подпрограмма «Здоровое поколение»); - департамент образования, науки и молодежной политики области (подпрограмма «Одаренные дети», направление «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и семья»); - управление культуры области (подпрограмма «Одаренные дети»). Государственный заказчик-координатор программы и разработчик программы - департамент труда и социального развития области (направления «Дети-сироты» «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Дети и семья»). XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации программы Программу предполагается реализовать в один этап. Сроки реализации - 2011 - 2014 годы. Источниками средств для реализации Программы являются средства федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по программе Фонда «Лига помощи». Общие затраты на реализацию программы составляют 141 931,7 тыс. рублей. В структуре затрат на реализацию Программы по статье «Капитальные вложения» на новое строительство, проведение капитального ремонта учреждений, приобретение автотранспорта, оборудования, жилья для детей-сирот, предусматривается 106 339,0 тыс. рублей, что составляет 58,5 процента от всего объема финансирования программы. По статье «Прочие расходы» на проведение социально-психологической реабилитации и адаптации, досуговых, культурно-массовых и информационно-методических мероприятий, закупку мягкого и твердого спортивного инвентаря, мебели, бытовой и оргтехники, текущий ремонт учреждений социального обслуживания семьи и детей, планируется направить 75 592,7 тыс. рублей, что составляет 41,5 процента от всего объема финансирования программы. В целях привлечения для финансирования программных мероприятий средств федерального бюджета предполагается участие в соответствующих конкурсах, в том числе проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в соответствии с ассигнованиями, утвержденными законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и фактическим поступлением средств ( оборудования) за счет средств федерального бюджета по ФЦП «Дети России», выделением средств в виде грантов по программам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы Перечень мероприятий программы формируется на основе мониторинга целевых показателей и с учетом задач, определенных стратегиями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и настоящей Концепцией. Критерием отбора программных мероприятий является их направленность на достижение цели и решение задач программы, изложенных в главе V проекта концепции. Мероприятия, реализация которых не приводит к достижению цели и решению задач программы, к включению в программу не допускается. Изменение перечня мероприятий программы осуществляется по предложениям государственного заказчика-координатора программы, государственных заказчиков программы, общественных организаций, органов местного самоуправления, иных заинтересованных лиц посредством корректировки программы в соответствии с требованиями к оформлению и порядку корректировки программы утверждены постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 « О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных программ, их формировании и реализации». XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы В систему организации и контроля реализации программы входят исполнительные органы государственной власти Воронежской области, осуществляющие функции государственных заказчиков программы: департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Комплексное управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик-координатор программы – департамент труда и социального развития Воронежской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. Государственный заказчик-координатор в рамках своей компетенции: - определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы; - проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы; - в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год; - утверждает распределение выделяемых средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов, целевые показатели и индикаторы. При изменении объемов финансирования программы корректирует объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяет приоритеты, принимает меры по обеспечению выполнения программы; - осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий; - проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации программы, эффективности использования бюджетных средств; - организует внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией программы; - координирует разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программы; - вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой программы. Управление реализацией конкретных мероприятий программы осуществляют государственные заказчики, которые в рамках своей компетенции: - определяют наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации мероприятий программы; - организуют проведение конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий; - организуют отбор исполнителей программных мероприятий; - заключают государственные контракты (договоры) на выполнение работ (оказание услуг) по реализации программных мероприятий с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области в сфере размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; - координируют работу исполнителей программных мероприятий; - в установленном порядке представляют бюджетные заявки на ассигнования из областного и федерального бюджетов для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год; - формируют предложения по распределению выделяемых на безвозвратной основе средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов. При изменении объемов финансирования программы корректируют объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяют приоритеты, принимают меры по обеспечению выполнения программных мероприятий; - осуществляют сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий; - проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливают и в установленном порядке представляют отчеты о реализации программных мероприятий, эффективности использования бюджетных средств; - координируют разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программных мероприятий; - вносят в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой мероприятий программы. Государственные заказчики и государственный заказчик-координатор программы в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области. Контроль за реализацией программы осуществляет управление экспертной и контрольной работы правительства области. При необходимости, в установленном порядке будут проводиться экспертные проверки хода реализации программы контрольно-счетной палатой Воронежской области, контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Воронежской области, иными заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и Воронежской области в пределах компетенции. Целью проверок станет подтверждение соответствия утвержденным параметрам программы сроков реализации мероприятий, целевого и эффективного использования бюджетных средств. По результатам экспертных проверок в случае необходимости в установленном порядке будут вноситься предложения о корректировке программы. Необходимым условием успешной реализации Программы является максимальная открытость процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком их обсуждении с участием общественности, научных и экспертных кругов. Приложение к концепции долгосрочной областной целевой программы «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы» тыс. руб.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||