|
Программа
опытно-экспериментальной работы
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №13 Ленинского района города Воронежа
Проблема исследования
Тема исследования
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза исследования
Показатели результативности исследования
Методы исследования
Сроки эксперимента
Научные руководители эксперимента
Руководитель эксперимента по образовательному учреждению
Этапы работы
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
• Создание модели интегративной учебно-воспитательной среды в системе работы школьного музея как средства эффективной реализации патриотического воспитания школьников.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
• Интегративные методы реализации учебно-воспитательного процесса в системе деятельности школьного музея по патриотическому воспитанию.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Инновационный характер образования должен стать важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Оно должно играть ведущую роль в его социализации.
Школа богата воспитательными традициями, для которых характерна преемственность. И здесь особая роль отводится школьному музею – хранителю истории и традиций. За годы его существования накоплен богатый опыт работы с учащимися по различным направлениям, подготовлена достойная смена в различных отраслях науки, культуры, техники, образования из числа выпускников. Это привело к идее создания Комплексной программы деятельности историко-краеведческого музея «Хронограф» в условиях модернизации образования.
Организация работы по данной программе - часть учебно-воспитательной системы школы. Обращаясь к истории своего края, своего народа, дети начинают осознавать величие своей Родины, в них растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны., иметь возможность влиять на ход истории.
Неправильно говорить о воспитании любви к своей Родине большой без воспитания гордости, интереса и любви к родине малой – к своей семье, своей школе, своему городу . Это создает плодотворную почву для более качественной реализации историко-краеведческой, гражданской и патриотической работы. В интенсивных процессах обучения и поисково-исследовательской деятельности учащиеся глубже познают истоки культуры, истории, духовности и патриотизма российского народа, пытаются определить свое место, место своей семьи в развитии исторического процесса.
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Сформировать модель интегративной учебно-воспитательной среды в системе деятельности школьного музея как средства эффективной реализации патриотического воспитания в школе.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Сформулировать задачи и принципы патриотического воспитания учащихся.
Выявить условия, при которых они эффективно действуют.
Выявить возможности воспитательной системы и школьного музея для реализации патриотического воспитания учащихся.
Модернизировать воспитательную систему школы и систему работы школьного музея для формирования интегративной учебно-воспитательной среды.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Воспитательная система МОУСОШ с углубленным изучением отдельных предметов №13 Ленинского района города Воронежа
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Механизмы формирования у школьников духовно-нравственных ценностей и патриотизма.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Формирование чувства патриотизма и гражданской позиции у школьников невозможно без соответствующей системы знаний и духовно-нравственных ориентиров.
В интенсивных процессах обучения, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности учащиеся глубже познают истоки культуры, истории, духовности и патриотизма российского народа. Совместная деятельность учащихся, родителей и учителей позволит ребенку, познавая от истории своей семьи и до истории своей страны, сформировать систему ценностей являющейся основой гражданской позиции и патриотизма.
Эффективная реализация патриотического воспитания возможна лишь в условиях систематичности и непрерывности работы в данном направлении, для чего необходимо создание интегративной учебно-воспитательной среды.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
результаты диагностического мониторинга учащихся;
участие учащихся в краеведческой и поисково-исследовательской работе и ее результативность;
наличие материалов, отражающих влияние эксперимента на уровень достижений учащихся и учителей в данном направлении;
создание банка методик, программ и педагогических технологий, используемых учителями в реализации эксперимента;
оценка независимых экспертов и вышестоящих учреждений.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение литературы по теме эксперимента, нормативных документов, анализ школьной документации;
психолого-педагогические исследования;
анкетирование, тестирование;
изучение и обобщение опыта;
разработка педагогических методик и технологий.
СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Сентябрь 2010г. – май 2015 г.
НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Енин Алексей Владимирович - к.п.н., зав.кафедрой воспитательных технологий ВОИПКиПРО, член-корреспондент АПСН.
РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ:
Золототрубова Светлана Владимировна – заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №13
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Сентябрь 2010- январь 2011
подготовительный
|
изучение проблемы патриотического воспитания в школе;
мониторинг учебно-воспитательного процесса и кадрового состава школы;
подбор педагогических кадров, организация творчес-кого коллектива для осуществления эксперимента;
изучение основных диагностических методик и разра-ботка методики диагностики экспериментальной работы;
анализ плана учебно-воспитательной работы школы;
анализ работы школьного музея, изучение его возможностей;
разработка программы эксперимента с прогнозом ожидаемых положительных результатов;
изменение формулировки воспитательной проблемы школы
|
Январь 2010-
май 2011
исследование
|
проведение стартовых диагностических срезов среди учащихся;
выявление и анализ эффективности всех действующих элементов учебно-воспитательной системы школы по патриотическому воспитанию;
исследование возможности создания интегративной учебно-воспитательной среды;
диагностический мониторинг отношения педколлек-тива к возможности создания интегративной учебно-воспитательной среды и желания участвовать в работе;
уточнение и доработка программы эксперимента и создание комплексно-целевой программы эксперимента.
|
2011-2012
проектирование
|
осуществление комплексно-целевой программы эксперимента;
применение всех имеющихся диагностических методик и апробация новых;
выявление оптимальных учебно-воспитательных технологий и методик;
уточнение процедуры мониторинга эффективности;
фиксация хода эксперимента, промежуточных результатов;
подготовка комплексно-целевой программы формирующего эксперимента.
|
2012-2013
экспериментальная апробация
|
реализация апробированных программ, педагогических технологий с последующей их корректировкой;
отбор и уточнение наиболее оптимальных диагностических методик;
определение условий наиболее эффективного применения разработанной программы;
оформление необходимой документации, записей, наблюдений и промежуточных результатов эксперимента.
|
2013-2015
внедрение
|
подведение итогов эксперимента;
выявление соответствия результатов целям исследования;
оформление результатов исследования;
разработка рекомендаций по внедрению методик и форм учебно-воспитательной работы.
|
ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР И ЭОР:
Ежегодный письменный отчет о результатах НИР и ОЭР; выступления на научно-практических конференциях, публикации в сборниках по итогам конференций.
Директор МОУ СОШ №13                                                                                     Ткаченко С.Н.
|
|